Блог 2013
Автор: admin

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ: СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ, РАЗВИВАЯ НОВОЕ

16.06.2016 | Рубрика:

В преддверии знаменательной даты — 25-летия независимости Узбекистана своеобразный анализ своей деятельности проводят многие организации и учреждения республики, в том числе творческие. Этой теме посвящено интервью НИА «Туркистон-пресс» с председателем Академии художеств страны, Народным художником Узбекистана Акмалем Нуридиновым.

— Академия художеств, безусловно, широко известна своей деятельностью, традициями, выставками, которых мы все ждем. И каждый год, приближаясь к празднованию самой знаменательной даты —Дня независимости Узбекистана, все мы думаем об итогах проведенной работы и планах на будущее. На Ваш взгляд, Акмаль Вахобжанович, что меняется в работе Академии художеств в последнее время? Какие вещи традиционные проводятся, какие нововведения уже, может быть появились, есть ли новые задумки и планы?

— Конечно же, продолжаются успешные традиционные проекты Академии художеств, в числе которых — международные биеннале. В этом году как раз мы готовимся к такому биеннале в октябре месяце, куратором которого является Нигора Рахимовна Ахмедова. Это биеннале современного искусства. Однако сам механизм этого проекта ожидают перемены после консультаций с искусствоведами. Если помните, ранее чередовались два вида биеннале — современного искусства и фотобиеннале. Учитывая, что фотоискусство также является частью понятия «современное искусство», мы решили не проводить отдельным видом фотобиеннале. Поэтому, с этого года, этот проект будет представлен более полно, включая такое направление как фотография.

Есть и еще одна причина, по которой эти два вида биеннале объединены, и ее можно назвать главной. Настало время обратить самое серьезное внимание на наши истоки, значимой частью которого является богатейшее прикладное искусство Узбекистана. Поэтому родилась идея сделать международную биеннале прикладного искусства, проведение которой намечено на следующий год. То есть будем впервые проводить международную биеннале прикладного искусства и думаю, оно станет традиционным. По мнению инициативной группы специалистов, это будет очень интересно, учитывая те глубокие исторические корни, которые имеет у нас традиционное прикладное искусство. Узбекистан имеет много хороших мастеров и в разных направлениях — и резьба по дереву, и ганч, и традиционные национальные росписи, и керамика — вплоть до ковров.

Можно сказать, что предварительная работа уже ведется, об этом новом проекте распространяется информация среди членов Академии художеств, идет работа по определению кандидатур директора и куратора данного биеннале.

—То есть, в проектах Академии художеств нас ожидает абсолютно новый и масштабный, который направлен на современное осмысление прикладного искусства, широко развитого в Узбекистане. И думается, это не единственная задумка?

— Еще одну актуальную задачу для Академии художеств, я вижу в значительном развитии творческих отношений международного плана. Скажем, это очень хорошо развито у нас с Китаем. И каждый год несколько художников Узбекистана бывают в этой стране, в том числе в рамках различных проектов, в том числе национальной академии художеств КНР.

Стремимся развивать такие отношения и с европейскими странами и в этом направлении уже есть осуществленные проекты. Так в прошлом году удалось сделать выставку семи художников Узбекистана в Италии. Основным результатом этой поездки можно назвать то впечатление, которое оставили у итальянцев наши художники, то расширение представления об Узбекистане, которое дал этот проект. Чем больше будет таких зарубежных выставок — тем больше наших голосов дойдут до самых различных народов, над этим нужно постоянно работать. Чтобы в мире знали не только Узбекистан исторический, но и художественный. Не только выставки картин, но и произведений прикладного искусства Узбекистана, несомненно, будут пользоваться успехом у зрителей и вниманием местной прессы в различных странах, в том числе европейских государствах таких, как Италия, Германия, Англия, Франция.

В этом плане можно отметить уже налаженные контакты с Францией. Так, наши художники бывали и работали в Международном центре искусств — «Сите де Арт» в Париже. В их числе Бобур Исмаилов, Джамол Усманов, Инна Сандлер. Большое внимание и поддержку этим проектам оказало Посольство Франции в Узбекистане во главе с Послом Жаком-Анри Эльсом.

Работу эту мы ведем постоянно, в ближайших планах — проекты с итальянскими партнерами. Может быть, это даст возможность организовать в Италии даже 2 выставки, дата одной из которых уже назначена на 17 ноября.

— Вы подчеркнули, что эти выставки произведений узбекских художников за рубежом дают более широкое представление жителям разных стран о развитии творчества в республике, нашей художественной школе. А что, на Ваш взгляд, такие поездки дают самим нашим художникам?

— Безусловно, они очень важны и для самих художников, так как, выступая организующей стороной, Академия художеств Узбекистана вместе с зарубежными партнерами облегчает процесс организации приглашений в зарубежные страны, программы пребывания, посещения каких-то знаковых мест. Скажем, та же Италия — это же своеобразная Мекка для любого художника. И наши художники в таком проекте побывали там, где мечтали, — в Венеции, Флоренции, Риме. Это была встреча со знаменитыми местами, связанными с именами Рафаэля, Леонардо да Винчи.

А с другой стороны на выставках наших художников, еще раз повторюсь, видишь немало людей, которые впервые знакомятся с изобразительным искусством современного Узбекистана и через это открывают для себя нашу страну и уровень развития ее творчества. Этих возможностей становится все больше, что, безусловно, связано с условиями, созданными за годы независимости Узбекистана, 25-летие которой мы скоро отметим. Знакомство с творчеством, побуждает некоторых наших зарубежных зрителей, буквально, открыть для себя Узбекистан и восхититься той огромной историей и культурой, которыми богата наша страна. Я думаю, это важно. И мы горды, что способствуем этому. Кроме того, интерес к выставкам проявляет пресса, как в той же Италии в прошлом году. Выставка была освещена в местной печати, и на ее открытии был мэр города Губбио.

—Сегодня в Узбекистане налажена широкая работа по представлению туристического потенциала страны. Организуются инфо-туры при поддержке Национальной компании «Узбектуризм», в рамках которых к нам в страну приезжают делегации туроператоров и СМИ разных стран, знакомятся с историческими памятниками и т.д. В рамках таких «инфо-туров» не было проектов Академии художеств по представлению и творчества наших художников? Это ведь тоже может быть интересно для будущих туристов?

— Пока таких совместных проектов с компанией «Узбектуризм» у Академии художеств не было, но я думаю, это дело недалекого будущего. Безусловно, многие туристы, посещая Узбекистан, по своей инициативе знакомятся с галереями Академии художеств в Ташкенте и регионах Узбекистана.

При этом думаю, придет время, когда мы обсудим вместе с «Узбектуризмом» более широкую совместную работу в данном направлении, потому что, действительно, приезжающие в Узбекистан туристы, как правило, интересуются изобразительным искусством, керамикой, прикладным искусством, посещением мастерских, а Академия художеств имеет в этом направлении широкие возможности. Это и наши выставочные залы, это и встречи для тех, кто хотел бы посмотреть «кухню» художника, а может быть и побывать на мастер-классах. И все это можно было бы организовать для туристических групп.

— То есть еще имеется неиспользованный потенциал в представлении нашего искусства, который вполне можно использовать.

— Безусловно, ведь за годы независимости, искусство в Узбекистане получило огромное развитие. Государство создало все необходимые условия для развития различных видов творчества, в том числе изобразительного, народно-прикладного. Только при Академии художеств действуют 13 специализированных школ-интернатов. И за последние годы они практически на 99% получили новые здания. И если ранее в эти учебные заведения дети принимались с 5-го класса, то созданные на государственные деньги новые условия позволяют сегодня принимать их с 1-го класса. И сегодня мы уже вышли с предложением о внесении соответствующих изменений в директивные документы. То есть условия для этого созданы.

— А почему на Ваш взгляд это необходимо?

— Время пришло. У нас сегодня в областях много одаренного подрастающего поколения. И не у всех у них есть возможность для обучения приезжать в столицу, да и рационально ли это. Поэтому хочется создать возможности для полноценного обучения творческих ребят в школах у себя в областях. А уже позже, они могут выбрать для поступления профильные колледжи, а также вузы. За годы независимости идет интенсивное строительство и модернизация наших специализированных школ-интернатов Академии художеств. Только за последние 5 лет открылись обновленные и вновь построенные здания таких школ в г.Учкурган Наманганской области, г.Избоскан Андижанской области, буквально в мае открыта Нуратинская школа, идет строительство в г.Термезе. Дети в регионах получают новые здания, оборудованные не только всем необходимым для школьных занятий и творческого процесса, но и стадионами.

— Всем нам хорошо известно, как ждут учащиеся этих школ, наши маленькие художники ежегодного Фестиваля искусств, который проходит весной в столице и регионах страны. Он, можно сказать, ежегодно становится смотром возможностей, потенциала этих учебных заведений, а также известен организацией выставок и мастер-классов. Как на Ваш взгляд меняется фестиваль год от года, чем отличается?

— Фестиваль, прежде всего, становится масштабнее. Он начинался когда-то как Неделя искусств и постепенно все более обрастал международной составляющей. Нужно отдать должное послам многих стран, аккредитованным в Узбекистане. Оценивая уровень Фестиваля, они находят нужным представить на нем выставки своих стран. Так, в этом году, проведение Фестиваля искусств Узбекистана было поддержано посольствами 10 стран. И это обилие выставок, представление зарубежного искусства, наряду с отечественным, делает Фестиваль все богаче и интереснее. Вместе с экспозициями работ были представлены, скажем, музыкальные инструменты Индии, работы современных дизайнеров Азербайджана и т.д. Для нашей молодежи это также расширение кругозора.

Хотелось бы отметить еще одно новое направление в деятельности Академии художеств Узбекистана — это открытие художественных галерей в областях. Как правило, это находится в зданиях, объединяющих галерею и областное отделение Академии художеств. Такое здание, например, открыто в Навои, и оно становится местом притяжения туристов, творческой интеллигенции, здесь проходят персональные выставки, различные проекты.

Более того — наличие галерей в регионах позволяет привозить туда и зарубежные выставки, то есть выход на международный уровень. Примером тому стала выставка латвийского художника Валдиса Бушса, которая прошла поэтапно в Ташкенте, Нукусе, Навои. И такие международные проекты можно осуществлять и в других областях, чтобы зарубежные выставки могли видеть не только жители столицы, но и регионов Узбекистана. Этому как раз создаются условия при открытии новых галерей.

Они вносят новые оттенки в культурную жизнь регионов. Не случайно, хорошо понимая это, свою поддержку открытию галерей активно оказывают многие хокимы городов и областей. Это показывает их серьезное внимание к организации культурной жизни своих территорий. У нас в каждой области очень много людей талантливых и людей, которые действительно ценят, интересуются искусством, почему им не предоставить такую возможность и удовольствие.

Ну, и, безусловно, такие галереи в регионах — это возможность шире представлять искусство самых различных художников Узбекистана — из столицы, различных регионов страны. При организации таких выставок в регион приезжает целая творческая делегация гостей. При этом проходят встречи, мастер-классы. То есть каждая такая выставка, проект имеют общественный резонанс.

Опять-таки подчеркну, что большое значение для успеха открытия и новых школ-интернатов и галерей регионов имеет отношение глав местных администраций. Так, большую поддержку мы чувствовали со стороны хокимов Навоийской области, где с 2014 года действует галерея и расположенного в данной области Нуратинского района, где недавно открыта специализированная школа-интернат искусств. Регион Навои имеет крупные промышленные предприятия, здесь постоянно налаживаются связи, прилетают различные специалисты. И галерея, думается, является одним из островков притяжения жителей и гостей города в часы досуга.

— Во всех регионах Узбекистана уже расположены такие галереи?

— Есть галерея в Самарканде. Она расположена в историческом здании «Чор-су», оно на балансе Министерства по делам культуры и спорта и используется Академией художеств.

Получено здание в Бухаре, также при поддержке местной администрации, предстоит ремонт. Галерея и одновременно областное отделение Академии художеств будет располагаться непосредственно в историческом центре Бухары у знаменитого «Ляби хауза».

Определено здание в Наманганской области, также предстоит его ремонт и оснащение. Собираемся открыть в Карши, там тоже хороший творческий потенциал есть, замечательные художники.

По другим регионам пока идут переговоры.

Так что открытие этих галерей позволит еще шире развернуть работу по представлению творческого потенциала художников Узбекистана. А в эти дни вся наша работа проходит под знаком 25-летия независимости страны. Знаменательной дате посвящены выставки, открывающиеся на различных выставочных площадках, художественные проекты, как проведенные, так и предстоящие. И хочу отметить, что уровень выставок будет только расти. Во многом это связано и с работой по отбору работ узбекских художников для Фондов художественных выставок. Сейчас прилагаются усилия по созданию соответствующей экспертной комиссии при Министерстве по делам культуры и спорта Узбекистана. Для закупки высокохудожественных работ наших соотечественников выделено порядка 1 млрд. 300 млн. сумов и на эти средства до конца годы должны быть произведены закупки художественных произведений, которые войдут в творческие фонды Узбекистана. Это позволит пополнить государственный фонд работ художников за годы независимости.

В этот знаменательный год также в планах Академии художеств — наладить научную составляющую в работе Мемориального сада-музея Камолиддина Бехзода. Это позволит обогатить знания о таком замечательном искусстве, как миниатюра, которое также является предметом гордости узбекского народа, нашей независимой страны.

— Позвольте Акмаль Вахобжанович выразить благодарность за это интервью и пожелать Академии художеств Узбекистана, нашим замечательным художником плодотворной работы и замечательных выставок, проектов в год 25-летия независимости страны.

Луиза МАХМУДОВА,

НИА «Туркистон-пресс»