Блог 2013
Автор: admin

Вдыхая в глину жизнь …

28.01.2016 | Рубрика:

В нашей стране много всемирно известных исторических памятников, которые привлекают людей со всего света.
На память о посещении Узбекистана туристы увозят многочисленные сувениры, среди которых есть и работы члена ассоциации «Хунарманд», гончара Алишера Рахимова…

В нашей стране развиваются все виды народно-прикладного искусства, в том числе гончарное дело. Важную роль в этом играет Указ Президента нашей страны «О дальнейшей поддержке развития народных художественных промыслов и прикладного искусства» от 30 марта 2010 года.

Любовь к керамике у Алишера-ака в крови. Достойный вклад в развитие этого искусства внес его дед Мухиддин Рахимов, автор книг «Традиционная керамика Узбекистана» и «Керамика в архитектуре Узбекистана». Своим ученикам он говорил, что умение создавать изящные керамические изделия требует высокого вкуса, усердия и терпения. По этим правилам воспитал и внука.

Первая персональная выставка Алишера Рахимова состоялась, когда он еще учился в Республиканском художественном колледже. Свои знания и мастерство он затем повысил в Национальном институте художества и дизайна имени Камолиддина Бехзода.

В США, Германии, Японии, Франции, Южной Корее и многих других странах прошли выставки А.Рахимова «Голубая керамика Самарканда», «Год лазури», «Из поколения в поколение», «Наследие прошлого», «Фестиваль прикладного искусства», «Волшебство восточных узоров и украшений», «Священная земля», «Продолжатели творческой династии», «Тысяча и одна лампа», «Традиции и современность: новый взгляд на керамику», «Глиняные игрушки из детской фантазии».

В 2002 году указом Президента нашей страны Алишер Рахимов был награжден медалью «Шухрат». В 2012 году мастер был удостоен звания «Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан».

В доме ремесленника организован семейный музей, состоящий из более чем 200 изделий национального ремесленничества. Экспозиция дает хорошее и полное представление об истоках узбекской керамики, этапах ее развития, сегодняшнем дне. Например, афросиабский стиль Х века отличается белыми и коричневыми узорами на красной глине. Керамика кушанского периода только полировалась, но не покрывалась глазурью. Посуда из красной глины, относящаяся к эпохе Амира Темура, отличается тем, что покрывалась белой краской и украшалась голубыми узорами. Ремесленник, возродив эти стили, создал на их основе тысячи уникальных изделий.

— Изображения на посуде прошлых веков рассказывают нам о думах, мечтах и представлениях наших предшественников, — говорит мастер. — Например, на блюдо из желтой глины, выполненное в сурхандарьинском стиле, нанесено изображение желтой птицы с длинными крыльями. Наши предки отождествляли желтый цвет с солнечными лучами, дарящими тепло и озаряющими сердца. Поэтому желтая птица, как образ света и тепла, широко использовалась при украшении керамических изделий.

Алишер Рахимов передает свои знания молодому поколению на основе традиции «Мастер – ученик». Сегодня под его началом секреты гончарного искусства постигают десятки учеников.

 Даврон Суннатов, УзА