Блог 2013
Автор: admin

Виртуозы гончарного искусства

21.09.2016 | Рубрика:

Ляганы, кувшины-офтоба, блюда-тогара, коса — истинные шедевры народно-прикладного искусства, изготовлены золотыми руками мастеров Риштана, Гурумсарая, Андижана, Гиждувана и Самарканда, поражают богатством орнаментов, красочностью росписей, разнообразием форм и смысловой символикой. Все они стали экспонатами второй ежегодной выставки «Хранители традиций. Керамика Узбекистана» в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, на которой 15 мастеров из пяти регионов нашей страны представили свои работы, созданные в лучших традициях знаменитой на весь мир узбекской керамики.

На открытии вернисажа, приуроченного к 25-й годовщине независимости Узбекистана, отмечалось внимание государства к представителям традиционных видов ремесел. Керамисты на законодательном уровне имеют статус народных мастеров, для них созданы необходимые экономические условия для воссоздания и развития этого вида ремесла. Важным руководством к действию в этом направлении служит Указ Первого Президента Ислама Каримова «О дальнейшей поддержке развития народных художественных промыслов и прикладного искусства» от 30 марта 2010 года.

— В нашей стране издревле сложились локальные школы гончарного производства со своими характерными чертами. На них отразились исторические и этнические условия развития отдельных регионов Узбекистана, — рассказывает Камола Акилова, заместитель директора галереи. Специфика каждой школы сохраняется и в нынешнее время, проявляясь в узорах, композициях, цветосочетаниях, технологии. С течением времени карта ремесленных центров изменялась: исчезали одни промыслы, развивались другие. Керамика некоторых извест­ных в прошлом школ заняла место среди музейных раритетов. К этому ценнейшему наследию приобщается новое поколение узбекских мастеров. Богатый, накопленный веками опыт в формовке изделий, технологии производства, орнаментальном и колористиче­ском решении передается от отцов и дедов к сыновьям и внукам. Династии мастеров-керамистов, работающих в разных регионах Узбекистана, насчитывают от 6 до 15 поколений. И каждый мастер, имея свой индивидуальный почерк, является носителем традиций определенной школы.

Ферганскую керамику можно по праву назвать уникальным явлением национальной культуры нашей страны. Во многих городах и селах Ферганской долины — Андижане, Гурумсарае, Риштане — работают истинные виртуозы гончарного искусства.

В Центральной Азии одно из самых крупных производств керамики находится в Риштане, в котором гончарный промысел существует свыше восьми веков. Все сырье, необходимое для изготовления посуды, риштанцы добывают на месте. Здесь же, в окрестных предгорьях, собирают травы, которые после переработки входят в состав знаменитой ишкоровой глазури. Именно она определяет основную цветовую гамму риштанской керамики, в которой доминируют бирюзово-ультрамариновые сочетания на белом или голубом фоне с небольшим вкраплением лилового и коричневого цветов. На выставке прославленную школу риштанской керамики представляют такие мастера, как Шарафиддин Юсупов, академик Академии художеств Узбекистана, Алишер Назиров, Рустам Усманов, Музаффар Саидов, Исмаил Комилов и другие.

В Андижане плодотворно работает искусный мастер Мирзабахром Абдувахабов. Его характеризуют особая художественная обработка изделий и удивительный солнечный цвет — от лимонного до огненно-золотого.

Среди центров полихромной керамики Узбекистана наибольшей известностью пользуется гиждуванская школа. Из когда-то многочисленного цеха местных мастеров дело отцов и дедов сегодня продолжает лишь одна династия потомственных керамистов — Алишер и Абдулло Нарзуллаевы, сыновья усто Ибодуллы, ученика знаменитого мастера усто Усмана Умарова. Их работы обладают глубокой проработанностью узоров, тонкостью и изяществом исполнения. Особенно интересно трактуются растительные мотивы.

В Ургуте традиции своего отца, извест­ного мастера Махкама Аблакулова, продолжает его сын Нумон. Колорит ургутских изделий неизменен — золотисто-желтый и зеленый цвета. «Стекая по золотистому фону изделий от краев к центру ярко-желтым ожерельем, зеленая глазурь как бы служит «аккомпанементом» графическому узору», — комментирует Сайёра Назарова, искусствовед, одна из кураторов выставки.

Здесь же, в экспозиции, представлена и неполивная керамика из Самарканда, которую представляет Шариф Азимов, академик Академии художеств Узбекистана. Его работы украшают многие экспозиции музеев Узбекистана и зарубежных стран. Традиции, техниче­ские и художественные приемы одного из наиболее аутентичных видов керамики мастер не только сохранил, но и поднял на новый творческий уровень. А основное направление творчества талантливого мастера из Бухары Абдувахида Каримова — возрождение и сохранение древних секретов и технологий создания керамических произведений.

В рамках программы вернисажа, который будет работать до 24 сентября, также запланированы тематические экс­курсии, мастер-классы по работе на гончарном круге и росписи изделий, конкурсы и другие мероприятия с участием ведущих керамистов Узбекистана.

Инобат Азимова