Блог 2013
Автор: admin

Возрождение, сохранение, развитие

10.08.2016 | Рубрика:

В годы независимости мы стали бережно относиться к духовным ценностям. Произошло полное переосмысление нашей истории и культуры. Масштабная и глубоко продуманная культурная политика современного Узбекистана нацелена на развитие всех видов художественного творчества.

Возьмем, к примеру, изобразительное искусство. В 1997 году по указу Президента создана Академия художеств Узбекистана, которая занимается выставочной, издательской, пропагандисткой деятельностью. Насколько теперь просторно художникам в творчестве, когда они могут полностью сконцентрироваться на написании картин, а не заниматься не свойственным им функциям. А сколько у нас выставочных залов?! Помимо имеющихся Центрального выставочного, Ташкентского дома фотографии, в годы независимости открылись Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Дворец творчества молодежи, галерея «Выставка культуры и искусства Узбекистана», Международный караван-сарай культуры. Кроме того, у нас действуют развернутые площадки в государственных музеях искусств и прикладного искусства. Все это позволяет проводить многочисленные выставки. Причем наши художники не платят арендную плату.

Стало традицией устройство международных биеннале современного искусства, фотобиеннале. На следующий год планируется международная биеннале декоративно-прикладного искусства. Важный момент: все эти акции проходят при поддержке государства.

Изменилось и отношение к народным мастерам. Созданная в 1997 году по инициативе Президента Ассоциация «Хунарманд» насчитывает сегодня более 20 тысяч членов. Произошло возрождение многих забытых традиций, восстановление центров и школ. Благодаря созданным условиям умельцы пользуются налоговыми льготами и преференциями. А главное, происходит преемственность традиций. Ремесленники считают долгом воспитать учеников, передав им секреты мастерства.

Безусловно, отношение к традиционному ремеслу, искусству, культуре играет важную роль в формировании нового поколения. Поэтому наше государство проводит целенаправленную культурную политику, ориентированную на возрождение, сохранение и развитие лучших традиций.

В этой связи возрастает роль профессии искусствоведа. Ведь эта работа своего рода исследовательская. Скажем, в искусстве Узбекистана XX века есть художники, чье творчество или вообще не освещено или освещено недостаточно. Кроме того, есть определенные периоды, виды, центры, которые недостаточно изучены. При этом чем больше внедряешься в научную сферу, тем больше открываешь для себя новые темы, сюжеты. Искусство надо не только изучать, но и рекламировать, пропагандировать. Просто выставить работы художников сейчас недостаточно, нужно суметь донести их творчество до зрителей. Более того, к искусству нужно приобщать с детства. И в этом плане у искусствоведов много работы.

Это касается и молодой генерации специалистов, которые продолжают деятельность в данном направлении. К примеру, Эътибор Мирзаназарова занимается изучением дизайна XX века, Камола Нишанова вникает в актуальные проблемы музеев страны в наше время, интерес Сакины Мухамеджановой направлен на рекламу Узбекистана периода независимости, Камилла Хикматулаева занимается художественным оформлением городской среды.

Усилиями нашей талантливой молодежи Узбекистан будет становиться еще более цветущим, красивым, благоустроенным. Думаю, изменится и характер искусства. Оно станет более раскрепощенным, авангардным, постимпрессионистичным. В то же время наша страна сохранит своеобразие своей культуры. Облик городов по-прежнему будет нести национальную идентичность. При скрещении глобального и национального, Запада и Востока узбекское искусство всегда будет оставаться чистым родником, питающим высокую духовность.

 

Камола АКИЛОВА, доктор искусствоведения.