Блог 2013
Автор: admin

«Вот он настал наконец Первый весенний рассвет»

15.04.2017 | Рубрика:
img_4210

«Весенний рассвет» так назвала свою персональную выставку японской живописи художник — Гаянэ Матевосян. Эта по-весеннему цветущая и нежная выставка открылась 12 апреля в Галерее изобразительного искусства Узбекистана и посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Японией.

Присутствовавший на открытии выставки Чрезвычайный и Полномочного Посол Японии в Узбекистане г-н  Нобуаки Ито выразил  глубокую благодарность Узбекско — Японскому Центру за постоянную активную работу по сближению культур наших стран.

Япония долгое время оставалась для всех нас очень далекой страной, а философия японской культуры и сейчас остаётся во многом  загадочной. Тем не менее, многие искусствоведы считают японское искусство одной из вершин эстетического восприятия окружающей жизни, причисляя к его отличительным чертам — стиль, вкус и изысканность. Но главное даже не в этом, а прежде всего в том, что интерес к искусству других стран, позволяет лучше осознать культуру своей собственной страны.

Гаянэ Матевосян потомственный художник, она дочь знаменитого художника — мариниста Рафаэля Матевосяна. Так что вопрос выбора профессии для неё, можно сказать, был предрешён. Гаянэ окончила Республиканское художественное училище им. Бенькова, а затем Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бекзода. Она успешно работает режиссером и художником-аниматором. Природная любознательность привела девушку на курсы японской каллиграфии в Узбекско — Японском Центре развития людских ресурсов. Овладев основами каллиграфии, Гаянэ с 2009 г. ведёт курсы японской живописи в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы.

В экспозицию выставки вошло около 40 работ художника в стиле суми-э.  Суми-э (суми — тушь, э — картина) — живопись с помощью туши и воды на рисовой бумаге. Стиль суми-э это одни из важнейших стилей в изобразительном искусстве Японии, уходящий своими традициями в глубокую древность и берущий своё начало в императорских дворцах Китая VII века. В основе его лежит принцип философского осмысления мира.

Что бы Вы посоветовали гостям выставки для лучшего понимания этого непростого вида искусства? — с этим вопросом обращаюсь к известному специалисту по  японской культуре, директору Международного караван-сарая Икуо Хираямы г-ну Усманову Фарруху.

— Прежде всего не спешить. Многие просто смотрят и уходят, это не правильно. Если просматривать работы долго, то можно понять состояние художника, что он чувствовал на момент создания картины.

Искусство суми-э требует особой концентрации, художник отдаёт все своё внимание работе и должен твердо знать чего хочет. Здесь, в отличии от письма красками, нанесённый мазок исправить уже нельзя. Хотел бы ещё отметить тот факт, что искусство суми-э тесно связано с восточной философией: бумагу художник рассматривает как пустоту, а чёрную тушь как носитель информации. Задача художника, как раз и состоит в том, чтобы  заполнить эту пустоту информацией.

Какие сюжеты традиционно приняты в суми-э?

— В основе сюжетов лежит природа. Художник видит природу, пропускает через себя и в неизменном виде отображает это все на бумаге, другими словами — заполняет пустоту. Высший пилотаж это писать работу на воде.

Так на воде же ничего  не останется?

— Правильно, но тут смысл в том, что вы общаетесь с природой, погружаетесь в неё, а потом возвращаете это назад природе. Вообще в этом искусстве от себя художник добавляет минимум, природа должна быть показана как она есть.

Правильно ли я поняла, что классическое суми-э должно быть выполнено только в одном, черном цвете?

— Изначально суми-э так и было, только черно-белым. Потом, буквально недавно, лет 50-70 назад в искусстве суми-э начал появляться цвет. Однако разнообразие цветов совсем не большое, максимум три цвета, только для акцента.  Этот вид искусства может показаться простым, но в этой простоте и его сложность.

В экспозиции представлены работы, сюжеты которых, заимствованы у природы — ветка сакуры, цветущий миндаль, бархатные пионы. Атмосфера выставки полностью соответствует весеннему настроению, в котором мы пребываем в это время года и позволяет открыть для себя интересный и поэтичный мир японского искусства суми-э.

Выставка продолжит свою работу до 12 мая текущего года.

 

     Ольга Гула