Блог 2013
Автор: admin

В Государственном музее искусств Узбекистана открыта выставка работ Генри Мура

20.02.2015 | Рубрика:
IMG_3784-

Британский Совет в партнерстве с Министерством культуры и спорта Узбекистана, Академией художеств республики и Государственным музеем искусств представили  общественности столицы выставку “Генри Мур: мастер графики”. Она  проходит с 19 февраля по 30 мая 2015 года в Государственном музее искусств в Ташкенте.

С приветственным словом на состоявшейся церемонии открытия выступила директор музея Василя Файзиева. Обращаясь к собравшимсямногочисленным  любителям изобразительного искусства Ташкента  посол Великобритании  Джордж Эдгар сказал, что Генри Мур – великий  британский скульптор и художник 20-го века. Его работы можно найти в крупных музеях и частных коллекциях по всему миру. Созданные им монументальные полуабстрактные скульптуры из бронзы, украшающие ландшафты различных городов планеты, символизируют современность, универсальность и одновременно близость к природе. Несмотря на то, что Генри Мур известен, прежде всего, как скульптор, он также активно творил в области графики и создал свыше семисот офортов и литографий.

Представители британской стороны Дэвид Митченсон ,Грэгори Нэш и Марк Кросси посвятили свои выступления особенностям творческой манеры Генри Мура, его роли в мировом искусстве , творческим связям художника с Британским Советом и программе Британского Совета по искусству. При этом подчеркивалось, что выставка в Ташкенте состоит из большого числа графических работ Мура, демонстрирующих особенности текстуры, света и тона в офортах и литографиях, созданных им в 1949–1983 гг. Эти произведения охватывают различные темы, вдохновлявшие художника в тот  период творчества. На выставке также  представлены фотографии скульптур, расположенных  в бывшем доме и студии Генри Мура в Британии.

Программа выставки также включает мастер классы, конкурсы и семинары с участием Дэвида Митчинсона, который много лет возглавлял Фонд им. Генри Мура — британскую благотворительную организацию, основанную им  в 1977 г. с целью привлечь  большее внимание общественности к изобразительному искусству.

Посол  Джорж Эдгар, по случаю открытия выставки, устроил прием в форме традиционного английского чаепития, который посетили дипломаты, работники  искусств, художники, скульпторы, журналисты.

В музее организованы экскурсии с участием гостей из Великобритании на узбекском, русском и английском языках во время которых можно видеть главные темы творчества художника на протяжении более чем 60-летнего творческого пути, познакомиться с графическими листами , офортами и литографиями художника. Генри Мур (1898-1986) прожил долгую творческую жизнь и остается самым узнаваемым скульптором современности. Экспериментальные по форме и общечеловеческие по содержанию , его работы украшают крупнейшие музеи мира и городские пространства, включая площади перед зданием парламента в Лондоне, штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже и Национальной Галерею в Вашингтоне.

      Интервью со специалистами

Дамир Рузыбаев, скульптор, заслуженный деятель искусства Узбекистана:

— Дамир-ака, какое впечатление производит на вас эта выставка, какие вызывает воспоминания?

— Это, конечно, гениальный  мастер, и прежде всего, великолепный скульптор. Тем особенно и известен. К счастью, я видел его работы в Нью-Йорке, Токио и уходил под большим впечатлением. У меня есть свое представление о нем. Эта передвижная выставка графики и я здесь открыл другую грань  его творчества. У него очень содержательные вещи с глубоким ,можно сказать, библейским содержанием. Даже самая простая вещь, в виде кусочка камня, ветвь дерева, или внутренность черепа  слона сделаны с глубочайшим смысловым внутренним содержанием. Это все загадка, которую можно будет разгадывать вечно. Выставка очень симпатичная и я хотел бы , чтобы она привлекла как можно больше молодежи. Наши ребята, девушки должны все это видеть и хорошо в этом разбираться.

Недавно я прочитал у Алишера Навои в поэме «Язык птиц» следующие строки:  «Живописца в умельцах мы числим, если глядя на облик , он следует мысли». Мы с вами знаем, что восточная поэзия многозначительна и требует активного участия читателя. Это же 15 век и я понимаю это таким образом, что если бы встретились Генри Мур и Навои , они бы понимали друг друга, потому что великий английский скульптор следует мысли . Он не изображает лишних подробностей , которые порой совсем не нужны. хотя вырос на академической ниве, также как и Пикассо ,  анатомию знал, был прекрасным рисовальщиком . С этой точки зрения это высочайший мастер , но он , кроме того, наделен высочайшим интеллектом и поэтому, подобно Навои  отказывается от ненужных подробностей. Он стремится изобразить суть, его  герой, в основном, человек, он создавал памятники  в основном историческим личностям. Но это человек с большой буквы. Но все конкретно и без лишних подробностей, с глубоким библейским содержанием, как я уже говорил.

— Что вы могли бы сказать о месте Мура в мировом искусстве?

— В связи с этим, я хотел бы сказать, что в искусстве мировой скульптуры есть четыре вершины. Древняя Греция дала огромное количество великих  мастеров, но всех превзошел Фидий. Он в ту пору искусство скульптуры  довел до совершенства, хотя говорят , что пределов ему нет. С тех пор этого уровня хотят достичь многие, но мало кому это удается. Второй вершиной можно назвать Микеланджело, который тоже довел искусство скульптуры до определенного совершенства. И он был таким во всех направлениях своего творчества. И он вечно стремился ввысь . Особенно любопытны его последние работы, в которых он избегает излишних анатомических подробностей. И добивался наиболее острой ,выразительной формы за счет исключения этих деталей.

Третья вершина, это, безусловно, Роден, которому удалось убрать канонические в деле создания скульптурных форм и широко открыл двери свободе творчества в этом жанре следующим поколениям. И так оно случилось в 20 веке. Много новых имен появилось и среди них особое место занимает имя Генри Мура. И это четвертая вершина в скульптуре. В его творчестве есть влияние красота индийской скульптуры, монументальность  древней египетской, конечно не без Греции. И особенно доколумбовой  американской скульптуры. И он все это по своему трансформировал, плюс особое чувство пластики.  Все это он чувствует,  как никто другой. Все что он делал имеет очень глубокое содержание. Это все делает его художником не только европейского, а планетарного масштаба.

Людмила Кодзаева, искусствовед, зам. директора ЦВЗ Академии художеств Узбекистана:

— Выставка очень впечатляющая, не правда ли? В чем проявляется величие Генри Мура?

— Да, конечно. Для меня, каждая встреча с творчеством Мура, это  потрясение. И в скульптуре, и в графикеэтоодна из мировых величин. Им гордится не только Великобритания, его скульптуры есть в лучших музеях мира. Но мечта увидеть его скульптурные произведения  в Ташкенте, пока остается нереализованной. А с графикой  Генри Мура мы встречаемся второй раз.  В середине двухтысячных годов его литографию привозили к нам. Она демонстрировалась в ташкентской консерватории после выставки в Центре современного искусства.

Должна сказать, что организаторы выставки с английской стороны и работники музея искусств очень постарались,  все получилось отлично. Прийти сюда на экскурсию, послушать рассказы наших английских друзей одно удовольствие.

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

Фото: Гайрат Шукуров