Блог 2013
Автор: admin

Миниатюра на атласе

23.10.2015 | Рубрика:

Творческие работы молодой, талантливой художницы и мастерицы из Карши Мадины Бекназаровой — на какой бы выставке они не демонстрировались — всегда притягивают внимание любителей искусства. Живописные панно, декоративные шкатулки и сундучки, украшенные пейзажами и этюдами в жанре традиционной восточной миниатюры. Их неповторимый колорит и уникальность в том, что каждая из изящных картин написана не на холсте или дереве, а на национальной ткани — атласе или адрасе.

altСтудентка третьего курса педагогического факультета Каршин­ского государственного университета по направлению «Изобразительное искусство и инженерная графика» Мадина Бекназарова вот уже несколько лет использует традиционный текстиль в качестве фона для основного сюжета. И зачастую оригинальные узоры атласа или адраса так гармонично сочетаются с нанесенными на них изображениями, что становятся естественными элементами единой композиции, и сложно отличить, где ткань, а где рисунок. Взять, к примеру, ее миниатюру «Принц на охоте», сюжет которой навеян узбекскими народными сказками. Она выполнена гуашью и акварелью на атласе светло-зеленого цвета с белыми и желтыми узорами. На картине изображены два всадника с луками и колчанами, полными стрел. Остановившись ненадолго у родника, они ведут оживленный разговор о предстоящей охоте, на фоне тенистых деревьев. Молодая художница так умело использует атласную ткань, что ее цвет и узоры удивительным образом передают в самых мельчайших деталях красоту природы, окружающей принца и его спутника. Вплоть до солнечных лучей, которые едва-едва пробиваются сквозь листву. Еще одна картина Мадины — «Караван» — нанесена на адрас желтого цвета. Его узоры помогли художнице изобразить не только пустыню, но и порывы жаркого ветра, переливы песчаных барханов и даже мелькающие перед глазами погонщиков и купцов миражи.

Изящные миниатюры девушка создает и на небольших шкатулках, сундучках, предназначенных для хранения украшений, дорогих серд­цу вещей. И тут фоном для этюдов служит адрас или, как в случае с расписной шкатулкой «Путешествие», атласная ткань темного цвета с серебристыми узорами и линиями, точно передающими Млечный путь и лунный свет, который льется на усталых путников, засыпающих на краю дороги.

— На какие только эксперименты не решалась Мадина, — рассказывает отец и первый наставник девушки, художник Абдимурод Тулаганов. — А начиналось все с небольшого клочка атласа, на котором она почему-то захотела нарисовать маленькое деревце, предварительно обработав грунтовым способом не всю ткань, а только место рисунка. Взглянув на него, я увидел не только саженец, но и солнце, небо, траву, родник — все это передавали волшебные цвета атласа.

Вдохновленная успехом, Мадина стала развивать новое направление, сочетая в одном панно сразу несколько кусочков атласной ткани с разными узорами, а затем начала использовать этот стиль и при соз­дании шкатулок и сундучков. С каждым годом у нее получалось все лучше и лучше, Мадину стали приг­лашать на выставки и фестивали молодых художников и мастеров народного прикладного искусства. Благодаря ее упорству и трудолюбию, а также всесторонней под­держке, оказываемой талантливой молодежи государством и обществом, недавний «саженец» сегодня превратился в цветущее дерево. Теперь она не ограничивается написанием миниатюр по сюжетам народных сказок, древних легенд и дастанов, а создает удивительные по своей задумке композиции наподобие «Бабочки». Выполненное гуашью и акварелью на адрасе с узором, напоминающим бабочку, это произведение содержит также изображение девушки, грациозно танцующей с бабочкой, пытающейся повторить ее движения.

Будучи участником, лауреатом и победителем около тридцати выставок, конкурсов и фестивалей областного, республиканского и международного уровней, Мадина продолжает совершенствовать свое мастерство и завоевывать признание как отечественных, так и зарубежных специалистов. Ее работы охотно покупают в том числе иностранные туристы. Миниатюры на атласе и адрасе теперь можно встретить в частных коллекциях любителей искусства во многих странах Европы и Азии. Недавно на фестивале традиционного текстиля «Атлас байрами» («Праздник атласа»), который был организован в Маргилане город­ским хокимиятом совместно с представительством ЮНЕСКО в нашей стране и Национальной комиссией Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО, а также ассоциацией «Хунарманд» и институтом по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов, произведения Мадины вызвали большой интерес у специалистов из Италии, Бангладеша и других стран.

— В Маргилане был большой интерес к моим работам, — говорит Мадина. — Однако своим главным достижением считаю не реализацию картин и шкатулок. Самое важное — мне удалось своими глазами увидеть процесс производства национальных тканей и даже принять в нем участие, изучить опыт ремесленников из Ферганской долины и, конечно же, приобрести большое количество атласа и адраса различных цветов и видов — они послужат фоном для новых сюжетов, в том числе навеянных поездкой в Маргилан.

По словам заведующего кафедрой изобразительного искусства и инженерной графики Каршинского государственного университета Фархода Очилова, в соответствии с договором о сотрудничестве с Красноярским государственным художественным институтом в следующем году в Карши и Шахрисабзе, а также в Самарканде и Бухаре предусмотрено провести совместный узбек­ско-российский арт-пленэр «Под небом древнего Востока». Участники предстоящего мероприятия — лучшие студенты из этих двух вузов, занимающиеся изобразительным искусством, будут рисовать с натуры архитектурные достопримечательности нашей страны, а также смогут посетить музеи, мастерские ремесленников, организовать совместную выставку картин и образцов прикладного искусства. В числе участников пленэра обязательно будет и Мадина Бекназарова.

Батыр Темиров.

Соб. корр. «Правды Востока».

Кашкадарьинская область.