Блог 2013
Автор: admin

Наследие истории — источник вдохновения и творчества.

25.02.2014 | Рубрика:
1

Как много познавательных мест в нашем городе. Одним из них является Государственный музей Темуридов АН РУз, воздвигнутый в столице после обретения Независимости. Каждое посещение и экскурсия даёт хорошую возможность людям пополнить свои знания, узнать новые подробности о жизни династии Темуридов.
Реальные исторические события того времени, описанные во многих книгах и исторических документах, дают творческим работникам основу для создания произведений искусств. Читая их, появляется желание отразить этот период в картинах для более наглядного восприятия. Удивительно, что в 14-16 веке жили такие сильные женщины – личности, благодаря которым, наша земля получила великих учёных, поэтов и мыслителей М.Улугбека, А.Навои, З.Бабура, а тюркская культура вступила в эпоху нового расцвета. История Темуридов, художественные особенности богатого духовного наследия, жизнь Темуридских принцесс, вклад Сарой МулькХоним – старшей жены А.Темура в историю края, его искусство и культуру, науку поражает воображение.

Эти книги подтолкнули к раздумьям об идее написания цикла картин «Уроки жизни» о вкладе Сарой Мульк Хоним в воспитание Мирзо Улугбека, их духовной связи, ясно осознать, что их объединяет Амир Темур, его уложения, его подход к воспитанию потомков. Большое значение Сахибкиран уделял просвещению своих потомков. В книге В.Бартольда «Царствование Темура» это описывается так: «Своим потомкам Темур уделял много внимания; их воспитание было государственным делом…». Благодаря тому, что Биби-Хоним была назначена А.Темуром наставницей М.Улугбека с 3-х месяцев от роду, произошло прививание огромной любви к знаниям, создание ею фундамента для раскрытия уникального таланта учёного М.Улугбека.
В книгах «Уложение» А.Темура, Жан Поль Ру «Тамерлан», Л.Лянглэ «Жизнь Темура» описывается, что шахматы были любимой игрой в семье А.Темура, поэтому пришла идея изобразить трогательный момент общения за шахматной партией Сарой МулькХоним со своим воспитанником М.Улугбеком. Игра в шахматы с детских лет развила учёный ум М.Улугбека.

Давно ушедшее время, ощущение жаркого климата, теплоты межличностных отношений представлялось в песочно-коричневых, золотисто-охристых и розовато-жемчужных тонах.
Описание, данное у Руи Гонсалес де Клавихо, её одежды, распущенных по плечам чёрных волос, конусообразного головного убора, заканчивавшегося султаной из нежных, лёгких колышущихся страусиных перьев, помогло передать в зарисовках образ и характер старшей жены А.Темура, её статус. А голубовато-белая чалма с пером из золотой булавки жига, обрамляющая голову юного принца, усилила конечный эскиз, подчеркнула свет и силу его знаний, идущих через века к нам.
Изумляет описание внутренних покоев у автора. Он пишет: «…пол и стены были покрыты изразцами, …ложе, (устланное) маленькими подстилками из камки и других шёлковых тканей, расшитых золотом, …стены были покрыты шёлковыми занавесями розового цвета, …на них (столах) стояли семь золотых кувшинов, два из которых украшены крупным жемчугом, изумрудами и бирюзой…» Для усиления ощущения эпохи хотелось как можно точнее передать окружающую обстановку, интерьер, в котором они пребывают. Ведь в созданном руками людей предметном мире находит яркое отражение личность человека и материальная культура того времени.
Экспонаты Государственного музея Темуридов, каталоги мировых музеев, восточные миниатюры 14-16вв., труды Г.Пугаченковой по миниатюрам Средней Азии – помогают представить это (напольный бронзовый светильник 14 века и украшения написаны по оригиналам, хранящимся в Цюрихе, потолочный старинный арабский светильник по французскому каталогу). Мотивы сохранившихся миниатюр, наиболее близких к тому времени, помогают точнее представить фасоны и вышивку одежды, рисунок тканей, отделку стен и мебели, предметы, требующиеся для обучения: книга в переплёте того века, резной пенал с принадлежностями, песочные часы, перо-закладка, которые символизируют, что знания ценны во все времена.


Шахматы в данной композиции – центр, объединяющий героев, сидящих на восточном айване, застелённом шёлковым покрывалом, вышитым золотом. На нём стоит ляган с виноградом и гранатами, грушей, золотой кувшин, инкрустированный жемчугом и две чаши, помещенные на легкий воздушный дастархан. Активно обдумывая ход, они переставляют фигуры. Глаза Биби-Хоним выражают гордость и радость за успехи своего воспитанника, счастье от возможности проявления своего нерастраченного материнского начала. Поза Сарой МулькХоним напоминает величавую птицу и перекликается с голубем, сидящим на одном из шариков перил айвана, напоминающем о присутствии там самого деда Улугбека. Ведь заложенные ими в детстве ростки знаний, дадут потом огромные плоды в судьбе Мухаммада Тарагая.

Чтобы привязать действие сюжета к местности дворцового комплекса, пришла мысль показать на заднем плане реальные места Самарканда того времени через панджару, характерную для данного периода. Сквозь неё в лучах раннего света проглядывают порталы и купола мавзолея Шахи-Зинда, воздвигнутые на древнейшем священном холме. Для передачи некой торжественности и вековой мудрости предков, таинств фактов, пока скрытых от нас, архитектура видна лишь обобщенно, холодновато-зеленоватыми силуэтами.
Ажурная вязь на стенах, напоминает колёса, как бы символизирующие смену исторических эпох. Использование изображения лёгких прозрачных, струящихся занавесей, обрамляющих панджару — это ассоциация, которая лишь только приоткрывает нам маленькое мгновение из их жизни.
Написание одной картины подтолкнуло на создание цикла работ: «Уроки жизни», «Гордость рода», «Ему и книги в руки», «Духовные истоки», «Единство помыслов», «Путь к звезде», «Шахматный турнир», «Думы о Сахибкиране» и др.

Здорово, чтобы малыши, впервые знакомящиеся с историей нашего края, не только слушали рассказы о жизни Великих предков, но и могли наглядно, смотря на картины, в своём сознании запечатлеть яркие моменты из их жизни. Чтобы окунувшись через картину в историю, могли сами побывать на «уроках жизни» рядом с Великими учёными и просветителями. Яркое впечатление от увиденного в детстве будет их вдохновлять на нахождение достойного пути в своей жизни. Желание учиться, осваивать игру в шахматы, созидать, творить будет всегда с ними.
Отношения между Биби-Хоним и М.Улугбеком, прививание интереса к знаниям и науке через игру, беседу с искренним проникновением в области увлечений ребёнка – яркий пример и урок для нас. Листая исторические рукописи, мы становимся свидетелями того, что издавна наравне с мужчинами, упоминаются достоинства и выдающихся женщин, живших на нашей земле и оставивших немеркнущий след в истории. Это наша гордость и пример для подрастающего поколения!

Член молодёжного
творческого объединения АХРУз,
магистр станковой живописи
Екатерина Иванова – Пери