Блог 2013
Автор: admin

Основа материального и духовного прогресса

22.07.2016 | Рубрика:

Наша страна обладает богатейшим культурным и художественным наследием, без которого трудно представить общую картину развития мировой цивилизации. И это не историческое самолюбование, а объективная реальность, подтвержденная огромным количеством древних артефактов, трудами историков и востоковедов, философов, представителей смежных гуманитарных отраслей науки. Обретение независимости придало новый импульс осмыслению нашей истории и изучению ее неизведанных пластов, а также широкой пропаганде наследия.

altДостаточно упомянуть масштабные изыскания, которые стали проводиться совместными экспедициями узбекистанских и зарубежных археологов. Открытиями выдающихся памятников культуры отмечены работы на городищах античного и ранне­средневекового времени на юге Узбекистана, древнем городище Самарканда — Афрасиабе, памятниках Хорезма, Ферганы и Чача. За годы независимости проведено немало международных научных конференций, вышли в свет фундаментальные монографии, статьи и другие публикации наших ученых, стали издаваться специализированные журналы, всесторонне освещающие различные аспекты истории и искусства на узбекском, русском и английском языках («Таффакур», «Мозийдан садо», «Санъат» и другие).

Важное значение для более глубокого понимания собственного прошлого и культурных достижений имела проведенная по инициативе Президента Узбекистана Ислама Каримова Международная конференция «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации», состоявшаяся в Самарканде в мае 2014 года. В своем выступлении на ее открытии глава государства отмечал: «Глубокое уважение к своей истории, накопленному опыту, создаваемому интеллектуальному потенциалу, считающемуся самым большим сокровищем в мире, составляет основу и материального, и духовного прогресса любого государства».

Доклады и обмен мнениями в ходе конференции вновь подтвердили, что Узбекистан был и остается одним из важнейших перекрестков цивилизаций и культур. Многочисленные гости и участники сошлись во мнении, что стремление страны к широкому привлечению внимания всей планеты к своему богатейшему историческому наследию вызывает огромное уважение. Выступление Президента, в котором четко прослеживается мысль о неразрывности достижений современности с выдающимися успехами прошлого, убеждает, что форум не только был призван донести до широкой мировой общественности огромный вклад средневекового Востока в глобальный прогресс, но и дал импульс новым замыслам и открытиям, стал стимулом для молодежи страны в ее духовном и интеллектуальном развитии. Гордясь нашими великими предками, новые поколения узбекистанцев должны приумножать и обогащать это богатство, вносить свой достойный вклад в эту бесценную сокровищницу.

Идеи и предложения, высказанные в докладе Президента, открыли дорогу реализации все новых инициатив и начинаний государства по поддержке и пропаганде богатейшего национального наследия. Легли они и в основу концепции одного из уникальных по своим масштабам и научно-информационной насыщенности проектов — светомузыкального представления в формате 3D «Культурное наследие Узбекистана — достояние мировой цивилизации». Это совместная работа большого коллектива отечественных ученых, композиторов, театральных деятелей и немецких специалистов в области новейших аудиовизуальных технологий. Презентация представления в медресе Тилля-кари комплекса Регистан в рамках Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари» в Самарканде в августе 2015 года стала ярким событием культурной жизни страны. Проект получил высокую оценку специалистов и гостей. Одна из его ключевых идей заключалась в том, что наше наследие есть основа для процветания и прогресса.

Исторический контекст

altДействительно, величие культурного наследия не ограничивается архитектурными, археологическими памятниками и накопленными за многие века ценностями музейного фонда, а играет большую роль в духовном обновлении современного общества, формирует важные нравственные, философские и мировоззренческие особенности национального характера. Одними из таких черт являются толерантность, гостеприимство и миролюбивость нашего народа, восприимчивость к иноэтничным культурам. Издревле, находясь на перекрестке важных трансконтинентальных торговых путей, соединявших Восток и Запад, земля Узбекистана была не только успешным ретранслятором идей и товаров. Она генерировала новые замыслы, заимствовала лучшее из широкого потока инонациональных традиций и адаптировала их, сохраняя в то же время собственную аутентичность. Достаточно вспомнить блистательные образцы скульптуры, настенной живописи, художественных ремесел, которые были созданы в античный период, когда в южные регионы проникли традиции искусства Древней Эллады. Позже здесь создается мощная Кушанская империя, распространяется буддизм, что находит отражение в прекрасных образах уже нового пантеона. Местные мастера создают своеобразные шедевры мирового значения, проникнутые собственной эстетикой, но обогащенные эллинистическими и индо-буддийскими чертами. Созданные ими произведения пластики покоряют умением внести в пришлые традиции свое неповторимое обаяние. Искусство южного Узбекистана той поры являет собой пример утонченного симбиоза эллинской и азиатской традиций, о чем говорят великолепные изваяния богов и богинь, правителей и принцев, вельмож и воинов на раскопках Дальверзин-тепа и Халчаян-тепа. Удивительное сочетание различных культур, религий и художественных стилей, которое отличает наше древнее и античное искусство, свидетельствует о присущей предкам толерант­ности и творческом восприятии инонационального опыта.

Геостратегическое расположение способствовало переработке привнесенного опыта и достижений других народов. В то же время это наследие вобрало в себя поистине новаторские поиски и открытия как в сфере изящных искусств и духовности, так и в области производительных технологий. В поймах рек Амударьи и Сырдарьи сформировались древние земледельческие культуры с развитой ирригационной системой, а затем на их основе во II тысячелетии до н.э. здесь созданы крупные раннеурбанистические и городские цивилизации. О достижениях той поры свидетельствуют такие факты, как появление гончарного круга и металлообработки, и результат этих технологических новаций — огромное количество отличающихся изысканной красотой форм изделий из керамики и бронзы.

altВ начале I тысячелетия до н.э. на земле Узбекистана создана Авеста — интеллектуальный и религиозный памятник мировой культуры, вобравший в себя философские воззрения наших народов и провозглашавший победу сил добра и света над невежеством и злом. Об исторической тяге к знаниям и устремленности к духовным достижениям предков говорят ранние памятники письменности на территории нашей страны — распространившиеся в начале нашей эры бактрийские, древнехорезмий­ские, а затем и согдийские.

О беспрецедентном вкладе в мировую науку в сферах медицины, географии, математики, астрономии свидетельствуют блистательные труды выдающихся ученых средневековья — Ибн Сины и Аль-Фараби, Аль-Фергани и Аль-Хорезми, Абу Райхана Беруни и Мирзо Улугбека, которые, как говорил Президент страны Ислам Каримов, «… невзирая на все трудности и суровые испытания, оставались верны своему научному долгу, идеалам гуманизма и просветительства».

Стремление к знаниям, овладению опытом предшествующих поколений, высокая духовность и просвещенность заложены в генах нашего народа, всегда были самыми сильными отличительными чертами на всем протяжении его многовековой истории. Не случайно одними из важнейших правительственных документов независимого Узбекистана стали Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров. Современные юноши и девушки достойно продолжают традиции прош­лых веков. Любознательность и пытливость отличают многих из них, обучающихся как в стране, так и за ее пределами. Об их интеллектуальных способностях в различных сферах говорят и зарубежные специалисты, отмечая высокую эрудицию и креативный характер мышления.

Еще один важный аспект актуальности обладания богатым наследием заключается в том, что оно является не только уникальной исторической привилегией, но и служит важным духовным и нравственным иммунитетом от экстремизма и человеконенавистничества, ставших в современном мире поистине трагическим бедствием. Вековая мудрость призывает нас к гуманизму и нравственному самосовершенствованию. Всестороннее изучение своего прошлого и культурного наследия, умение ценить его плоды, сохранение преемственности его лучших достижений — это своего рода драгоценный оберег, охраняющий от злых сил и напастей.

Сохранение и возрождение традиций

alt

«С первых дней нашей независимости, — подчеркивает Президент Ислам Каримов в своем произведении «Узбекистан на пороге XXI века», — важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками… Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возрождения к духовным истокам народа, его корням». И именно сочетание наших традиций с ценностями современного демократического общества стало залогом процветания страны, ее интеграции в мировое сообщество.

Традиционная культура — народные обряды, празднества, игры, зрелищные искусства, устное поэтическое творчество, музыка и ремесла, — являясь частью наследия, обладает своей особенностью. Она жива в отличие от памятников древности, отделенных от нас столетиями и во многих своих проявлениях не сохранившихся до наших дней. В этом особенность национальной ментальности и искусства, в которых преемственность традиций имеет важное мировоззренческое значение. Особенно ярко это проявляется в ремеслах, основные школы и стили которых сформировались на территории Узбекистана в течение последних двух-трех столетий. Керамика, чеканка, вышивка, ковроделие, резьба и роспись по дереву и ганчу и другие виды ремесел прошли сложный путь развития, но сохранили свою эстетику и образный мир в малоизмененных формах. Правда, ко времени обретения независимости многие находились в забвении или кризисном состоянии, вызванном экономической и культурной политикой предшествующих десятилетий. Тогда развитие национальных промыслов мало поощрялось государством, а потому у старших поколений мастеров не хватало учеников, которым можно было бы передать знания и опыт. Под угрозой исчезновения оказался ряд локальных школ и даже целых направлений.

Объявление Узбекистаном суверенитета в 1991 году стало важным событием, во многом определившим характер последующего развития ремесел. Сменились хозяйственные и институциональные условия, произошли перемены в эстетике народно-прикладного искусства и понимании его социальных задач. Во многом этому способствовала культурная политика молодого государства, нацеленная на возрождение и сохранение традиционных ценностей. Она включала в себя как экономические меры (восстановление частного предпринимательства и переход к рынку, налоговые льготы), так и социальную защиту и стимулирование ремесленников (почетные звания, официальные награды, премии и другие меры поощрения). Большую роль сыграла поддержка в форме усиленной пропаганды наследия в средствах массовой информации.

Нужно подчеркнуть, что исторически закономерный рост национального самосознания вызвал в обществе повышенный интерес к традиционной культуре и ценностям. Примечательно, что почти одновременно в первой половине 1997 года были приняты два указа Президента Узбекистана и соответствующие правительственные постановления. Первый — о создании Академии художеств направлен на повышение профессионального и социального статуса ремесленников в связи с избранием их ее действительными и почетными членами. Впервые законодательно учреждено почетное звание «Народный мастер». Второй документ имел непосредственное отношение к поддержке (в том числе экономической) развития традиционных ремесел. Создавались новые и реформировались прежние институты народных мастеров (Ассоциация «Хунарманд», Объединение «Муссавир») и, самое главное, созданы льготные условия для реализации их изделий. Это решение заметно стимулировало развитие художественных промыслов. В целом общая политика вкупе с организационными и экономическими мерами дала умельцам возможность заметно укрепить свое социальное и материальное положение, а главное, безбоязненно выставлять продукцию на продажу.

alt

В результате деятельности государственных, общественных, частных и международных организаций за годы независимости в Узбекистане накопился позитивный опыт управления в сфере возрождения и развития ремесел. Среди положительных итогов следует отметить регулярные выставки-ярмарки, проекты по восстановлению утраченных традиций народного искусства. Возрождены многие промыслы в Ташкенте, Шахрисабзе, Нурате, Шафиркане, Гиждуване, Риштане, Хиве и других исконных центрах ремесел.

Напомним, что в начале 1993 года страна становится членом ЮНЕСКО, одним из приоритетных направлений деятельности которой является сохранение и развитие традиционной культуры. Общие подходы в этом вопросе стали основой плодотворного сотрудничества в осуществлении целого ряда совместных проектов. Так, благодаря усилиям правительства нашей страны, Представительства и Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Список шедевров нематериального наследия человечества включены один из уникальных фольклорных центров Байсун, праздник Навруз, классический музыкальный жанр маком, аския. Это дало сильный толчок процессу всестороннего изучения, фиксации и сохранения народной культуры Узбекистана.

Большую роль в стимулировании процесса восстановления и развития традиций и их широкой пропаганде играют международные и республиканские смотры по различным направлениям искусства. Одним из самых ярких и красочных форумов такого рода стал и Фестиваль традиционного текстиля «Праздник атласа», призванный не только выявлять лучших мастеров и современных дизайнеров, но и возрождать это овеянное легендами ремесло. В этом году планируется проведение его в городе Маргилане уже в более широком зрелищном формате. Он будет посвящен 25-й годовщине независимости Узбекистана. Главная выставка лучших образцов текстиля «Под небом Маргилана» состоится в местном Центре ремесленников. В парке культуры и отдыха развернется «Городок ремесленников» — ярмарка-продажа традиционных изделий всех видов. На различных площадках будут соревноваться народные острословы, курашисты, пройдет конкурс плова «Дев-зира», свое искусство продемонстрируют канатоходцы и другие. В рамках фестиваля также пройдут тренинги по различным направлениям, которые проведут видные отечественные и зарубежные умельцы. Это яркий пример того, как древние промыслы продолжают жить и развиваться в новом веке.

* * *

Как показывает даже краткий обзор, с первых лет независимости государственная политика Узбекистана направлена на восстановление, сохранение и приумножение вековых традиций, их широкую пропаганду. Огромная работа проведена по исследованию богатого наследия, открыты истинные шедевры, отреставрированы памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства прошлых веков. Благодаря этому за прошедшую четверть века возрожденная традиционная культура стала важным фактором формирования национальной идентичности нашего народа, его устремленности к духовному развитию.

Акбар Хакимов.

Академик Академии
художеств Узбекистана,

доктор искусствоведения, профессор.