Блог 2013
Автор: admin

О нас в прессе: Хранители вековых традиций

19.12.2015 | Рубрика:
IMG_4891+

В Ташкенте проходит выставка «Хранители керамики Узбекистана». Организаторы Академия художеств, Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Caravan-group и другие.

С 16 по 23 декабря в Галерее изобразительного искусства Узбекистана представляют свои работы более 20 мастеров ведущих школ керамики из разных регионов республики. Большинство изделий — ляганов, кувшинов — офтоба, блюд — тогара, коса — истинные шедевры народно-прикладного искусства, поражающие богатством орнаментов, красочностью росписей, разнообразием форм, наполнены глубокой смысловой символикой.

alt

Зрители вернисажа увидят бирюзовую керамику Риштана и архаичные орнаменты на блюдах Шахрисябза, символы оберегов на ляганах андижанских мастеров, глиняные игрушки из Самарканда и Убы (Бухар­ская область), познакомятся с золотисто-желтой и охристо-зеленой росписью работ усто Гиждувана.

Традиционная керамика Узбеки­стана представлена двумя основными видами: более древней неполивной и изделиями, покрытыми глазурью. Традиции и художественные приемы неполивной керамики сохраняют и развивают сегодня такие мастера, как академики Академии художеств Узбекистана Шариф Азимов и Худойберды Хакбердиев, а также талантливые керамисты Холмухаммад Исматуллаев и Ильхом Бобомурадов. Традиции самаркан­д­ской школы мелкой терракоты продолжает мастерица Дилором Мухтарова. Всемирно известную народную глиняную игрушку селения Уба под Вабкентом представляет Кубаро Бабаева.

Глазурованная керамика появилась на территории Узбекистана в конце VIII века. Специалисты выделяют три основные школы, отличающиеся по характеру и цвету глазури. Так, керамика Ферганы и Хорезма имеет сине-голубой колорит. Однако по характеру орнамента и формам изделия этих регионов значительно отличаются. Ферганская школа керамики (основные центры Риштан, Гурумсарай, Андижан) более разнообразна по формам. Для нее характерны широкий круг тем и мотивов — растительные узоры — «бодом-гуль, «анор-гуль» и другие, стилизованные изображения и геометрические орнаменты. Сегодня прославленную школу риштанской керамики достойно представляют такие мастера, как академик Академии художеств Узбеки­стана Шарафиддин Юсупов, Музаффар Саидов, Алишер Назиров, Рустам Усманов, Бахтиёр Назиров и другие. В Андижане плодотворно работает искусный гончар Мирзабахром Абдувахабов. Особенность керамики Бухары и Самарканда связана с использованием зелено-желтых и коричневых красителей. Традиции этой школы представляют мастера из Гидждувана — академик Академии художеств Узбекистана Алишер Нарзуллаев и его брат Абдулло Нарзуллаев. В Ургуте традиции искусства своего отца, известного мастера Махкама Аблакулова, продолжает его сын Нугман Аблакулов. В русле инновационных поисков работает молодой керамист из Бухары Абдувахид Каримов.

В программе выставки — мастер-классы по формовке на гончарном круге, росписи, «круглый стол» с мастерами и искусствоведами, экскурсии по экспозиции.

Ия Серебряная.

Фото Рашида Галиева.