Блог 2013
Автор: admin

Передвижники и Сподвижники. Репортаж с персональной выставки Заслуженного художника Узбекистана Александра Тюрина

16.05.2017 | Рубрика:

«Передвижники возвращаются» — первое что пришло в голову после получения приглашения посетить персональную выставку известного художника, заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, председателя секции живописи Творческого объединения художников, Академии художеств Узбекистана  Александра Тюрина. Все дело в том, что местом проведения выставки была выбрана Детская музыкальная школа искусств N4 города Дустабад (бывш. Солдатский).

Несколько слов для справки: Передвижники — сокращенное название объединения российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок», созданное в России в 1870 году, в уставе которого была обозначена цель: «устройство во всех городах Российской империи передвижных художественных выставок, в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; развития любви к искусству в обществе…»

Итак, ранним утром 12 мая, мы, достаточно, многочисленной группой ехали на открытие выставки в Солдатское. Среди гостей мероприятия были представители  Академии художеств Узбекистана художники: академик Владимир Бурмакин; академик Янис Салпинкиди; Ибрагим Валиходжаев; Абдусамат Сандбердыев и другие, а также представители СМИ, фотокорреспонденты, блогеры, искусствоведы. В беседах о искусстве дорога промелькнула незаметно и мы подъехали к зданию школы. Забегая вперёд, скажу, что школа поразила уже сама по себе — большое современное здание, с просторным хорошо освещённым холлом, использующимся как выставочная площадь, с прекрасно оборудованными учебными классами, с картинами на стенах. Она оставила впечатление светлой и уютной, одинаково удобной как для учеников, так и для преподавательского состава, где в учебном процессе все продумано до мелочей.

Большой красочный баннер у входа извещал о открытии персональной выставки художника Александра Тюрина.

Во дворе школы нас радушно встречают дети и преподаватели, среди которых и инициатор мероприятия — преподаватель, художник  Бахтияр Юсупов. Об этом неординарном человеке, его непростом и даже каком-то сказочном пути в изобразительное искусство расскажу чуть позже.

Торжественно открывая выставку, завуч школы И. Бабараушанов выразил общую благодарность, всего педагогического коллектива Академии художеств Узбекистана, за помощь и содействие в подготовке этого мероприятия. Отдельно отметив, что это событие отражает интересы политики государства по развитию культуры в регионах нашей Республики.

На открытие выставки собралось много гостей, но самой многочисленной группой, конечно, были ученики школы, очень серьёзно и сосредоточенно следившие за всем происходящим. Собственно, они и являлись целевой аудиторией данного мероприятия.  Открывая торжественную часть, именно к учащимся и обратился, в первую очередь, академик Владимир Иванович  Бурмакин,:

— Каждый раз испытываю чувство радости когда смотрю на эти молодые, красивые детские лица, восторженно встречающие своих гостей. Это вы, наши  ученики понесёте знамя культуры нашей Республики потомкам. Это для вас художник мастерски передаёт на холстах то, что хочет преподнести вам. Это вы постепенно совершенствуясь тоже превратитесь в наших будущих больших мастеров искусства, которыми будет гордится Узбекистан. Ещё мне очень нравится что у вас музыкально-художественная школа, вот это сочетание двух величайших предназначений в человеческой природе —   видимого и слышимого дают возможность более глубоко, широко и чувственно понять окружающую нас реальность.

Владимир Иванович очень тепло представил собравшимся автора выставки — художника Александра Тюрина. Отметив, что Александр Иванович вступил в тот оптимальный для искусства возраст, когда он уже набрал большой жизненный опыт и этот опыт начинает трансформироваться и переходить в его творческие работы.

Родился Александр Тюрин в Ташкенте, где и окончил с отличием художественное училище им. Бенькова, после чего был без экзаменов принят в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры  им. Репина. По ряду причин студенту Тюрину пришлось вернуться в Ташкент и здесь уже блестяще окончить институт им. Островского.

Сегодня имя художника Александра Тюрина хорошо известно любителям современного искусства не только в Узбекистане, а и далеко за пределами нашей страны. Александру удалось объехать много стран, география его выставок обширна, работы мастера экспонировались и в Вашингтоне, и в Москве, и в Японии. Великолепное умение мастера передать свои чувства на холстах, не оставляет равнодушных, открывает людям разных стран и национальностей красоту и поэзию мест откуда этот художник приезжает. Каждый раз выставки этого мастера удивляют зрителей, дают почувствовать новизну восприятия реальности. Искусствоведы относят Тюрина к тем, немногим, «художникам кто пытается свои сказочные мечты и желания претворить в творческие картины и показать их зрителям».

Надо сказать, что сама церемония открытия выставки проходила в такой дружеской обстановке, что, несмотря на всю торжественность, церемонией её и не назвать.

На сцене установили огромное кресло, в которое, как на трон усадили Александра Ивановича. Силами учеников и преподавателей устроили небольшой концерт. Не обошлось без подарка художнику. Ему преподнесли, на первый взгляд, традиционный чапан, но и здесь подошли творчески — на чапан нашили художественные кисти и карандаши.

В свою очередь, растроганный таким тёплым приемом художник, от души поблагодарил организаторов, отвечал на вопросы и конечно, с удовольствием, фотографировался с учениками.

В этот день в программе мероприятия значился ещё один очень интересный пункт, а именно — мастер-класс сразу двух художников: Ибрагима Валиходжаева и Абдусамата Сандбердыева. Моделью на нем был Бахтияр Юсупов.

Итак, на сцене установлено два чистых холста и художники не спеша выдавливают на палитру краски, вроде как мельком поглядывая на застывшего перед ними Бахтияра. Также не спеша приступают к работе. Ребята затаив дыхание следят за процессом, сначала из зала, а позже уже сгрудившись вокруг мастеров. Зрелище завораживает волшебством — прямо на глазах рождаются портреты. Что получилось видно на фотографиях, скажу только, что портреты совершенно разные, однако совершенно самодостаточные. И как позже мне рассказал Бахтияр Юсупов, эти портреты положили начало школьной галерее:

— Сегодня был первый мастер-класс и эти работы остаются у нас. Таким образом, сегодня мы основали школьную галерею. Будем и дальше собирать работы. А ещё в планах собрать библиотеку книг художников и о художниках.

Пришло время рассказать о этом художнике, преподавателе, энтузиасте.

Родился Бахтияр Юсупов в небольшом кишлаке, расположенном в нескольких километрах от Дустабада, там вырос и окончил школу.

— В школе любил математику — рассказывает сам художник, — и на вопрос: «кем ты будешь?», всем уверенно отвечал: «буду математиком». Но класса с седьмого увлекся рисованием, настолько, что никем кроме художника себя уже не мыслил. Хотел поступать в училище им. Бенькова, но не складывалось — один год опоздал с подачей документов, на следующий год тоже не удалось. В результате поступил и окончил Культурно-просветительский техникум. Начал преподавать в школе, параллельно не оставляя занятий живописью. Всегда была мечта работать профессионально, много занимался самообразованием, однако на нужный уровень самостоятельно выйти не удавалось.

Все изменила случайная встреча в горах со знаменитым художником Я. Салпинкиди. Янис Панаетович, увидев работы Бахтияра сразу понял — перед ним настоящий художник, которому немного не хватает мастерства, но есть главное — он видит мир глазами художника. А дальше было знакомство с Владимиром Бурмакиным, который, как известно, не только удивительный художник, но и удивительный педагог. Вот уже он, очень аккуратно скорректировал все шероховатости и на сегодняшний день Бахтияр Юсупов известный художник, член Творческого объединения художников, Академии художеств Узбекистана. Он продолжает преподавать в ДМШИ N4 Дустабада и на мой провокационный вопрос: «Не возникает ли желания переехать в столицу?» — отвечает:

— У меня была, и не раз, такая возможность. Мне предлагали остаться в Ташкенте на кабинетной работе. Только я такой работы не хочу. Я хочу учить детей, видеть их успехи. Когда я писал свой первый план педагогической работы, то записал: «Хочу чтобы мои ученики вошли в большое искусство». Это мой девиз до сих пор. И я стараюсь делать все для того, чтобы дети имели возможность общаться с настоящим искусством.

Мой вопрос не случаен. Ведь проблема кадров на периферии стоит очень остро. Не хотят ехать молодые специалисты в глубинку. Вся надежда на «своих», на то, что местные ребята получив образование, все же вернуться домой и будут трудится в своем родном городе.

А теперь непосредственно о выставке. В экспозицию вошло около 20 работ, в самых разнообразных жанрах и столько же разнообразной манере письма.

По какому принципу компоновалась экспозиция? — с этим вопросом обращаюсь к автору, Александру Тюрину.

— Эту экспозицию я подбирал по принципу разнообразия, в ней представлены  и реалистические работы, и концептуальные. Надо чтобы каждый зритель нашел своё. Искусство должно интриговать. Однако, в какой-то точке должен произойти контакт, вещь должна становиться  понятной. А это уже зависит от подачи, на фоне которой, зритель находит моменты которые он понимает и будет об этом думать.

Глядя на ваши работы выполненные в реалистической манере и на работы в концептуальном стиле, не могу не спросить, какому стилю отдаёт предпочтение художник Тюрин?

Я всегда иду параллельно и как педагог, и как художник. Многие концептуальные работы это творческий поиск, но именно они дали международный рейтинг. Моя концепция современного искусства  заключается в том, чтобы прийти к нему не от неумения, а от знания. Иначе будут пустышки. Концептуальное искусство это в первую очередь владение мастерством и принцип такой: чем лучше — тем лучше. Зачастую все эти новомодные андеграундные движения возникают как раз от неумения. А любое искусство начинается в первую очередь от глубины знаний.

Есть ли в современном искусстве направления чуждые для вас?

— Года четыре назад в худсовете я возмутился, почему не берут работы фотореализма? Это современное направление в искусстве, мало ли, что членам худсовета не нравится, если в нем собрались профессионалы, то личные предпочтения не должны играть роли. Убеждён, что критерий в искусстве должен быть один — профессионализм, а направления могут быть самые разнообразные.

Получив предложение о проведении сегодняшний выставки, были ли сомнения или согласились сразу?

— Конечно сразу согласился. Меня так воспитали, ещё моя прабабушка говорила: «Не возгордится и сделай шаг «. Надо такие шаги делать. Почему-то сейчас наблюдается стойкая тенденция к аккумуляции центров культуры в крупных городах, само собой предполагается, что если хочешь приобщиться к искусству — приезжай и приобщайся. Это в корне не верно, надо чтобы выставки проводились и в небольших населенных пунктах, тем самым предоставляя равные возможности знакомства с современным искусством для всех жителей нашей страны.

Концепция бесспорно перекликается с идеологией Передвижников, однако, справедливости ради надо сказать, что объединение Передвижников имело ещё и коммерческую составляющую. Участников же данного проекта скорее можно назвать Сподвижниками. На обратном пути, я все думала о том, насколько важна роль личности абсолютно во всех областях нашей жизни, но в педагогике особенно. Кто знает? Пройдёт время и возможно кто-то из сегодняшних учеников школы ДМШИ N4 г Дустабад станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования. А может ребята выберут для себя профессии не связанные с искусством. Однако полученная в школе «прививка искусства» позволит им увидеть прекрасное в обыденном. Понять не только загадочное прошлое, но и причудливую современность. Почувствовать гармонию окружающего мира и своего внутреннего мира, а в результате стать попросту счастливыми личностями.

 

  Ольга Гула