Блог 2013
Автор: admin

По материалам наших коллег: «Золотое наследие Арала»

19.11.2014 | Рубрика:

История каракалпакского народа, его самобытное искусство, фольклор, обычаи и традиции неразрывно связаны с некогда богатейшей и процветавшей цивилизацией, расположенной на цветущих землях Хорезмского оазиса, окруженного пустынями Каракум, Кызылкумы и необозримыми просторами Арало-Каспия.

Как говорил полюбивший этот прекрасный и суровый край И.В.Савицкий, «у малого народа, затерянного в песках и протоках Амударьи, оказалось уникальное искусство». Об истоках, самобытных традициях культуры и искусства этого региона наш разговор с кандидатом искусствоведения, старшим сотрудником отдела изобразительного и прикладного искусства Института искусствознания АН Узбекистана Зафарой Алиевой.

— Как подтверждают археологические находки, огромное влияние на культуру каракалпаков оказали древние племена — массагеты апасиаки, сармато аланы, огузы и другие, которые на протяжении долгого времени кочевали по территории Средней Азии. Так же мы можем говорить о том, что каракалпакский этнос развивался в тесном контакте с оседлой культурой древнего Хорезма и имел развитые формы земледелия и ремесел. Между тем кочевой быт не только сохранял в неизменном виде уклад жизнедеятельности, но и отложил отпечаток на формы прикладного искусства. Ремесла развивались вокруг традиционного вида жилища — юрты. При этом использовались самые доступные материалы — шерсть, дерево, кость, кожа.

Своего апогея прикладное искусство каракалпакского народа достигло в конце XIX века. Дошедшие до нас уникальные экспонаты свидетельствуют о высоком развитии художественных ремесел, ювелирного искусства, художественной вышивки, кошмоваляния, изготовления музыкальных инструментов и других. В начале XX века в связи с историческими катаклизмами в развитии края наступает трагический этап и в жизни ремесленников. Мастеров заставляли отказываться от любимого дела и работать в артелях, изымали изготовленные ими художественные произведения. Тем не менее, вопреки всему часть шедевров прикладного искусства народ сумел сохранить некоторую. Сегодня они хранятся в Государственном музее искусств имени И.Савицкого и Государственном краеведческом музее.

С изменением быта к 50-м годам XX века в Каракалпакстане наблюдается угасание многих видов ремесел. Спустя несколько десятилетий вместе со старыми мастерами стали уходить в небытие и секреты их творчества. Не могла не отразиться на прикладных видах искусства и экологическая проблема Арала. Пропала востребованность в тех же юртах, многих изделиях, связанных с народным бытом.

С первых лет обретения Узбекистаном независимости, в состав которого как суверенная республика вошел Каракалпакстан, вопросы возрождения исторического, культурного и духовного наследия, восстановления утерянных национальных ценностей стали приоритетными направлениями государственной политики. Важным руководством к действию в этом направлении стал принятый в 1997 году Указ Президента «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства».

В Каракалпакстане ежегодно проводится большое количество различных мероприятий и праздников, раскрывающих культуру, самобытность и искусство народа. Они непременно сопровождаются ярмарками, на которых можно приобрести изделия, сувенирную продукцию местных мастеров, многие из которых сегодня известны далеко за пределами Каракалпакстана. Поддержанием традиций и восстановлением забывающихся сегодня промыслов и ремесел, в ряду которых вышивка, занимается творческое общественное объединение Каракалпакстана «Золотое наследие Арала», которое с 1996 года возглавляет профессиональный художник-дизайнер Гульнара Ембергенова, проявившая себя не только пропагандистом народной культуры, но и прекрасным дизайнером и менеджером. Организованное ею производство помогло трудоустроиться многим жительницам Муйнака.

Много лет занимается пропагандой народных традиций арт-менеджер по народному ремеслу Айзада Нурумбетова. В поисках старых образцов она провела не один день над изучением архивных материалов, музейных экспонатов Государственного краеведческого музея Каракалпакстана, Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого. Многое сделала, чтобы вывести каракалпакский костюм на большой подиум, показать мир уникальной каракалпакской вышивки.

В то же время пока мы не можем в полной мере говорить о возрождении искусства вышивки в ее первозданном виде. Многие мастерицы, не имеющие профессиональной подготовки, нарушают художественную форму и часто используют в своей работе синтетические материалы, искусственные нити, которые не являются элементами народного художественного ремесла.

— Возрождение, сохранение, популяризация и дальнейшее развитие традиций художественных ремесел, охватывающие весь спектр производства начиная с изготовления натурального сырья, стало основной задачей открывшегося в Нукусе Центра развития ремесел при Каракалпакском отделении Академии художеств Узбекистана.

— Над идеей проекта, осуществленного в рамках Конвенции об охране нематериального культурного наследия, работала творческая группа в составе главы Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Кристы Пиккат, специалиста по вопросам культуры М.Махмудовой, председателя Каракалпакского отделения Академии художеств Г.Изентаевой и доктора искусствоведения, академика А.Хакимова.

Центр станет огромным вкладом в возрождение духовных ценностей, даст возможность организации новых рабочих мест и предприятий, дальнейшего продвижения высококачественных изделий на рынке. О таком многоплановом и системном взаимодействии между государством, структурами ООН, международными финансовыми и экологическими организациями, позволяющем претворять в жизнь программы и проекты, направленные на решение актуальных проблем в регионе, говорил в своем обращении к участникам Международной конференции «Развитие сотрудничества в регионе Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы» глава нашего государства.

Сегодня в центре открыты первые мастерские по художественному текстилю, в перспективе — возрождение полихромного многоцветного кошмоваляния, резьбы по дереву, ювелирного искусства, открытие собственной арт-галереи и многое другое.

— В 2012 году в Нукусе под эгидой ЮНЕСКО состоялось открытие мастерской по изготовлению традиционных музыкальных инструментов Азата Отарбаева.

— Благодаря народу, который не мыслит себя без музыкально-поэтического творчества, изготовление музыкальных инструментов — одно из немногих направлений прикладного искусства, которое сохранилось среди ремесел Каракалпакстана в первозданном виде. Ведь духовная культура каракалпакского народа держится на этом мощнейшем столпе — творчестве жирау и баксы. Все крупные события народной истории, ее трагические и счастливые страницы художественно переосмысливались ими в устной музыкально-поэтической форме — героических эпосах «Алпамыс», «Кырк Кыз», «Коблан», «Курбанбек», «Ер Зиуар» и других. Их наследие воплотили в своем творчестве такие поэты-классики, как Жиен Жирау, Ажинияз, Бердах, позднее А.Мусаев, К.Авезов, Ж.Аймурзаев. Далеко за пределами республики известны произведения XX века — И.Юсупова, Т.Каипбергенова, Т.Жумамуратова.

Каракалпакская народная художественная культура представляет собой самобытный целостный феномен. Связи ее основных форм — декоративно-прикладного искусства и фольклора — основаны на едином эстетическом идеале. Пока мы можем только догадываться, и это еще предстоит исследовать искусствоведам, что непосредственно народные орнаменты в вышивке и ковроткачестве своими истоками связаны с наследием эпосов каракалпакского народа.

В старину в дни народных гуляний, праздника Нав­руз принято было собираться на открытой местности вокруг возвышающегося холма, на вершине которого восседали девушки на специально подготовленной и украшенной арбе. Вокруг устраивались любимые народом развлечения, конные игры, состязания жырау и баксы. На эти праздники девушки непременно приходили в традиционном народном наряде — вышитых платьях, тюбетейках, ювелирных украшениях. Вчерашние невесты облачались в полный ритуальный свадебный костюм, состоящий из головного убора в виде шлема — тобелек, выполненного из листового серебра с вставками из бирюзы и кораллов, под него одевался другой головной убор саукеле. Многие ученые в своих исследованиях связывают это с тем, что в глубокой древности кочевники с ранних лет обучали девочек верховой езде, воинским и охотничьим навыкам. В случае нападения в отсутствии мужчин, женщины должны были уметь защитить семью.

Непременный ритуальный атрибут одежды женщин-каракалпачек, входивший в комплект их приданого, киймешек — покрывал голову, плечи и верхнюю часть туловища так, что открытым оставалось только лицо. Разложенный на плоскости, по форме он напоминает сидящую птицу с раскрытыми крыльями. Существует версия, что в таких накидках с нагрудниками ходили еще древние согдийки, о чем свидетельствуют найденные археологами статуэтки.

Киймешек вышивался девушкой перед свадьбой в родительском доме, а надевался впервые в день ее приезда перед входом в юрту жениха. Хранить его было принято всю жизнь.

«Пальцы вышивальщицы подобны гибкой проволоке искусного ювелира», — поется в народной песне. Каракалпакские умелицы владели разнообразными техническими приемами вышивки. В зависимости от ее типа подбирались и определенные швы («ильме», «жона тгис», «куртарып тгис»), орнаментальные образы и узоры, испокон веков игравшие роль оберегов.

Вершина мастерства каракалпакских вышивальщиц — кок койлек. Вся передняя часть обрядового синего платья покрыта вышивкой крестом тончайшей работы. Ряды орнаментальных полос из ромбовидных фигур на груди напоминают кольчугу и называются «узор кольчуги». Это дает основание предполагать, что в украшении кок койлека нашли отклик традиции наряда воительниц сако-массагетских племен, воспетых в каракалпакском народном эпосе «Кырк кыз».

— Как уникальное культурное нас­ледие Каракалпакстана отразилось на формах и направлениях изобразительного искусства? Каково его место в художественном процессе современного Узбекистана?

— Изобразительное искусство очень часто обращалось к народным традициям. Связано это и с деятельностью Игоря Витальевича Савицкого, который в свое время задумывал открытие музея как школы изобразительного искусства для каракалпакских художников-самоучек и постоянной подпитки молодой художественной среды, профессиональных начинающих авторов, обучавшихся в Ташкенте.

Исторические, культурные и духовные традиции каракалпакского народа стали важным пластом интерпретации в современном творчестве таких скульпторов как Жолдасбек Куттымуратов и Даребай Турениязов, которые нередко обращались к классическим сюжетам, их работы отличает сильная связь с эпическим наследием баксы и жырау. В живописи эта струя также сильна. Богатый культурный пласт каракалпакского наследия отражен в творчестве Жоллыбая Изентаева, Базарбая Серекеева, Кодырбая Саипова и многих других. В их работах присутствуют мотивы, приемы, элементы и главное — атмосфера, пластика и экспрессия, присущие традиционному каракалпакскому народному искусству. Например, в живописных работах Серекеева, пишущего импрессионистическим мазком, наблюдается интересная связь с фактурой ковроткачества, вышивки.

Если рассматривать развитие национальной культуры в контексте формирования всей нашей цивилизации, то с одной стороны каракалпакское искусство — удивительный экзотический островок, с другой — неотъемлемая часть культурного ареала, который мы называем искусством Узбекистана. В этом и состоит особенность культуры нашей страны, в которой переплелись наследия самостоятельных, самоценных и богатых региональных культур: Бактрии (Тохаристан), где соединились традиции эллинистической и буддийской культур, Самарканда и Бухары — согдийская, иранская, сасанидская и древнекитайская культуры, а также древнейшее наследие Хорезма. Ярчайшие сегменты каракалпакской культуры лишь подчеркивают тезис о том, что национальная культура Узбекистана обладает самобытностью и неповторимостью, а питающие ее отдельные культурные, художественные потоки, определяют цельную картину ее развития. В этом, как мне кажется, и состоит залог того, что несмотря на глобализационные процессы, эта культура не только сохранит своеобразие, но будет развиваться.

Беседовала Ирина Рибар

«Правда Востока».