Блог 2013
Автор: admin

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ

14.09.2015 | Рубрика:

Объявление Узбекистана своей независимости в 1991 году стало важным событием, во многом определившем характер последующего развитии традиционных художественных ремесел. Несмотря на огромные экономические трудности, с которыми столкнулось государство на первых этапах своего суверенного развития, экономическую ответственность за состояние культуры и искусства, в том числе и за отрасли художественных ремесел оно взяло на себя. Создание условий для развития частного предпринимательства, предоставление экономических и налоговых льгот мастерам прикладного искусства стимулировало развитие и возрождение традиционных художественных ремесел. Важным было и обстоятельство идеологического характера – исторически закономерный рост национального самосознания вызвал повышенный интерес к культурному наследию и традиционным ценностям. Эти факторы сыграли значительную роль в изменении статуса узбекского традиционного художественного ремесла. В сфере бытовых традиционных художественных ремесел сегодня наиболее успешно развиваются такие направления как поливная керамика, искусство чеканки, ювелирное искусство, резьба и роспись по дереву, возрожденные изделия из папье-маше с миниатюрной росписью, ручная вышивка, ковроделие, кошмоваляние, традиционные ткани, набойка, золотое шитье и др.

В результате деятельности государственных, общественных, частных и международных организаций за годы независимости в Узбекистане накопился позитивный опыт управления в сфере возрождения и развития традиционных художественных ремесел. В ряду положительных итогов в сфере прикладного искусства следует отметить регулярные ярмарки–продажи изделий народных мастеров в Ташкенте, а также проекты по восстановлению утраченных традиций народного искусства, в которых принимали участие международные организации. Например, проект возрождения Нуратинской вышивки (Швейцарское Агентство по развитию и сотрудничеству), который изначально был глубоко продуман и научно выверен. За основу для создания вышивок были взяты лучшие образцы Нуратинской вышивки конца XIV начала XX вв. С этой целью, на первом этапе, были возрождены традиционные технологии изготовления тканей и приготовления растительных красителей, а на втором были внимательно изучены цветовые и орнаментально-композиционные особенности этих образцов. Средства, выделенные на первые опыты, дали ожидаемый эффект – мастерицы со временем перешли на самоокупаемость.

Существенной оказалась помощь международных организаций в возрождении ремесел Байсуна. В 2006 году по инициативе представительства ЮНЕСКО в Узбекистане при спонсорской поддержке других международных организаций был создан Центр возрождения ремесел в Байсуне, восстановлена керамическая мастерская И.Эшанкулова и открыт Музей народного прикладного искусства Байсуна. В рамках проекта ЮНЕСКО мастером из Маргилана Р.Мирзаахмедовым восстановлены старинные рецепты окрашивания нитей природными красителями. Им были обучены мастера Бухары, Хивы, Байсуна, Маргилана и других центров производства ковров, тканей, набоек и т.д.
С 1993 года стала выходить из кризиса традиционная керамика Узбекистана. Мастера Риштана, используя технологию ишкоровой глазури, продолжили восстановление традиционных форм изделий. В настоящее время здесь изготовляют два типа керамической посуды : плоские (чаши, блюда и др.) и вытянутые вверх (кувшины; вазы, хумы и др). С 1990-х годов в декоративное оформление плоских блюд ряд мастеров Риштана стали включать каллиграфические надписи арабской вязью. Наиболее творчески плодотворно работает риштанский мастер Ш.Юсупов.
Другим признанным центром ферганской керамики является Гурумсарай, традиции которой продолжает сегодня мастер В.Буваев. Гурумсарайскую керамику отличает более тесное следование и приверженность исконным традициям, вся проце¬дура изготовления изделия осуществляется одним мастером. Известная обо¬собленность этого центра способствовала определенной консервации традиционных.

Основными центрами хорезмской керамики является село Мадыр, близ районного центра Ханка и селение Каттабаг, близ районного центра Янгиарыка, а также Каттабаг. Традиции хорезмской голубой керамики, представленной в основном изделиями бадия – блюдами с вертикальными бортиками, продолжают мастера Адилбек Матчанов и Баходир Султанов.

По своим формам изделия бухаро-самаркандской школы в 1990-х годах развивают традиции предшест¬вующих десятилетий. Здесь традиции керамики сохраняют гиждуванские мастера Алишер и Абдулло Нарзуллаевы и их ученики, ургутский мастер Нугман Облакулов, денауский мастер Зухур Расулов. Особого успеха добился Алишер Нарзуллаев, который в центре Гиждувана на свои средства строит огромный центр традиционного искусства, в котором будут размещены мастера не только керамики, но и других традиционных видов ремесла бухарского региона – вышивки, ковроделия, ювелирного искусства, чеканки и др.

К сожалению, традиционная керамика Шахрисабза и Китаба, также как и уникальная традиция керамических игрушек села Касби не нашли своих продолжателей. Печальной выглядит сегодня и судьба прославленной глиняной игрушки Убы. Сын известной мастерицы Хамро-биби Рахимовой мастер Джаббор Рахимов недавно скончался, а единственная работающая там мастерица Кубаро Обидова перестала работать в традиционной технике глиняной игрушки Убы и перешла на работу с гипсовыми калыбами-штампами.

В 1990-х годах чеканка активно развивается в Бухаре, возрождена чеканка в Маргилане, Хиве, Ташкенте. Изделия современных мастеров представляют в основном выставочный или сувенирный характер. Материалом для современной чеканки служат чаще латунь, бронза, реже медь, алюминий, мельхиор. Для инкрустации некоторых частей изделий используются серебро, медь, перламутр, бирюза и эмаль. В 1990 годах традиции кокандской школы чеканки продолжает развивать мастер Максуд Мадалиев и его семья, создающие элегантные по формам и изысканные по орнаментике изделия. В сложных композициях он нередко применяет элементы орнамента различных школ, но удачно избегает эклектичности стиля. В Бухаре работает талантливая группа мастеров чеканщиков, таких как Абдурауф Авезов, Миржон Ахмедов, Садик Мухсинов, Умиджон Алиев, Таир Касымов, Курбон Садыков и их многочисленные ученики. Они используют традиционные узоры «бодом», «занжира»; архитектурные памятники и т.д. В Хиве также жива традиция чеканки, но в меньших масштабах. В настоящее время в Узбекистане производятся раз¬личные виды традиционных чеканных изделий. Но в виду изменившегося спроса появились и нетрадиционные для чеканки формы и комплекты изделий — сервизы из высоких кувшинов и пиал, декоративные чеканные панно и другие изделия – люстры, плафоны, мастера украшают чеканкой деревянные двери, вводя чеканку в архитектурное пространство. Особо следует выделить творчество кузнеца Шакира Камалова, мастерская которого расположена в самом центре Бухары с его прославленными ножницами в виде птичек, пользующихся огромным спросом, как у туристов, так и местных жителей. Он изготовляет не только эти запоминающиеся изделия, им производится около 10 видов ножниц для различных бытовых нужд – стрижки овец, разрезания бумаги, вырезки жести и др., что создает основу для рыночного спроса его продукции.
В настоящее время в Узбекистане работает большое количество народных мастеров, продолжающих развивать традиции ювелирного искусства. В Ташкенте работают мастера Ниезали Холматов, Фасхиддин Дадамухамедов, Гулором Юлдашева, Улугбек Холмурадов и др., пытающиеся сочетать в своих изделиях вековые традиции узбекского ювелирного искусства с индивидуальными творческими поисками.

В 1990-е годы золотое шитье становится широко распространенным видом художественного ремесла. Кроме исторически сложившегося центра в Бухаре, где плодотворно работает потомственный мастер Бахшилло Джумаев, искусство золотого шитья стало появляться практически во всех областях и районах Узбекистана.

В настоящее время традиционное ковроделие существует в Хорезме, в Самарканде, Ургуте, Нурате, Ферганской долине, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Особым спросом у населения традиционные ковры пользуются по преимуществу в южных и юго-западных регионах Узбекистана. Узбеки Ферганской долины выделывают ковровые изделия, в которых ощущаются традиции соседних киргизских центров ковроткачества. Но появились и новые тенденции в ковроделии – стали открываться мастерские по производству шелковых ковров – в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве и других городах Узбекистана. Они пользуются высоким спросом у покупателей, а в их орнаментике используется широкий спектр мотивов – от традиционных узбекских ковровых узоров до сюжетных сцен из восточных миниатюр.
В 1990-е годы в связи с возрождением традиционных обычаев и празднеств, усилением внимания к национальной характерности одежды усилился спрос на художественные шелковые ткани ручного производства. В различных регионах Узбекистана, и особенно в городах Ферганской долины — Маргилане, Коканде – стало восстанавливаться производство ручных шелковых тканей. Эти ткани пользуются большим спросом не только у иностранных туристов, но и местного населения. В последние годы интерес к традиционным шелковым тканям Узбекистана проявляют известные итальянские, французские, японские и американские кутюрье. Здесь особо следует выделить потомственного мастера Расула Мирзаахмедова, которых распространил опыт крашения природными красителями по всей республике и создал центр ремесел в Маргилане.

Современная вышивка, развивающаяся в форме домашнего промыс¬ла, претерпела некоторые изменения. Настенная вышивка крупных форм (типа сюзане) все больше стала локализоваться в таких горо¬дах и пригородных зонах, как Ургут, Нурата, Каттакурган, Байсун, Денау, Шерабад, Шурчи, Сарыасия, Китаб, Шахрисабз, Касан, Камаши, Гузар, Наманган, Андижан, Галлаарал, Бахмаль, Шафиркан. Из них самым крупным центром стал Ургут и прилегающие к нему кишлаки: Гус, Испензе, Суфлен, Пайшанба. Стиль их вышивок продолжает традиции самаркандской вышивки конца XIX века. Крупные центры по вышивке продолжают функционировать в Чусте, Маргилане, Андижане, Шахрисябзе, Китабе, Байсуне. Следует отметить успешный опыт возрождения традиционной вышивки семейной парой из Шафиркана — Рамазанова Фархода (крашение нитей) и Мухаббат Кучкоровой (создание узоров). Они с 1999 года занялись созданием вышивок – сюзане, наволочек, скатертей и др. — на основе старых рецептов крашения шелковых нитей растительными красителями. Сегодня они обеспечивают работой около 150 мастериц Шафиркана и их изделия пользуются большим спросом, как у местного населения, так и у туристов.
Успешный коммерческий результат имеет творческая деятельность ташкентской мастерицы Мадины Касымбаевой, работающей в сложной технике «ильма». Особенность этой вышивки в том, что, работая в Ташкенте, она использует традиционные мотивы не ташкентской школы, а вышивок Нураты и Шахрисабза.
В настоящее время в сельских районах местные мастера создают изделия из дерева с использованием техники резьбы – это резные деревянные двери, колонны для жилых домов или местных мечетей, бытовые изделия и т.д. Наиболее активно этот вид искусства развивается в Ташкенте, хотя мастера резьбы работают и в таких признанных центрах как Хива, Коканд, Самарканд, Бухара. Орнаментальное решение работ узбекских мастеров определяет гармоничное сочетание растительных и геометрических мотивов, в зависимости от конкретного резного изделия. Помимо изготовления бытовых изделий, узбекские мастера резьбы по дереву участвуют в орнаментальном декорировании ряда архитектурных сооружений, как в Узбекистане, так и за его пределами.

Особого внимания требует ситуация с вновь возрожденной традицией восточной миниатюры, которая стала широко использоваться в прикладных материалах — папье-маше, затем коже, тыквянках и т.д. Это направление сегодня является самым массовым промыслом – его центры имеются в Ташкенте, Бухаре, Хиве, Самарканде и других городах Узбекистана. Вместе с тем требования рынка и стремление к массовости производства приводят к неизбежным потерям качества. Художники же, стоявшие у истоков возрождения этого вида – Ниезали Холматов, Шомахмуд Мухамеджанов, Алишер и Баходыр Юдашевы — сегодня создают свои работы в основном на бумаге или же на холсте.

В целом, общая политика, направленная на укрепление социального статуса традиционного народного ремесла, вкупе организационными мерами и налоговыми льготы, дали возможность народным мастерам заметно поправить свое материальное положение и более уверенно представлять свои изделия на рынке.
Таким образом, предпринимаемые правительством и рядом международных организаций в деле развития народных художественных промыслов вселяют надежды на восстановление и развитие лучших традиций узбекского традиционного прикладного искусства.

 

Зилола Насирова

(Асосий фонда Акмал Нур ижодидан фойдаланилди)