Блог 2013
Автор: admin

Радужные краски весны

10.04.2017 | Рубрика:
img_4210

Хитросплетения образов, линий, цветов и фигур. Говорят, что икат можно сравнить с джазовой импровизацией, когда главную мелодию дополняют новые музыкальные темы, наполняя ее свежими красками. В Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла выставка «Бухарские краски», посвященная народному декоративно-прикладному искусству Бухары.

Экспозиция, включающая в себя чапаны, национальный текстиль, относящиеся к концу XIX — началу XX века, получилась по-весеннему яркой, праздничной и разнообразной. Но особый интерес представляет коллекция иката.

Как отмечают специалисты, бухарский текстиль заметно отличается от маргиланского цветовой гаммой и использованием космологиче­ских, геометрических, растительных орнаментов и символов. Для бухарской школы характерен крупный мотив и изображение знаков в больших формах. Кроме того, на маргиланских тканях узор мельче.

— Центральная Азия находится в сердцевине Великого шелкового пути. Имея доступ к шелкам и красителям, ремесленники начали производить здесь ткани, которые и по сей день поражают высочайшим качеством и яркостью красок, — говорит заместитель директора галереи Камола Акилова. — Наиболее ранние документы, подтверждающие наличие среднеазиатских икатов, относятся лишь к XVIII веку. Именно на это время, а в особенности на XIX век, приходится расцвет самобытного вида народного искусства, прославившего его на весь мир. Поток фабричных товаров, хлынувший в начале XX века на отечественные рынки, сделал кустарное производство тканей нерентабельным, и оно постепенно сошло на нет. В годы независимости интерес к самобытной узбекской культуре возрос многократно и началось великое возрождение национального иката. Сегодня эта ткань играет ключевую роль на всех фестивалях моды Узбекистана.

Увидеть в Ташкенте уникальные произведения национального декоративно-прикладного искусства специалисты и столичная публика смогли благодаря бухарскому коллекционеру Акбару Хакимову.

Коллекцию он собирал много лет, но большая часть работ ему досталась от его отца, деда, она передавалась из поколения в поколение.

Инобат Азимова.

Фото Рашида Галиева.