Блог 2013
Автор: admin

Развивается национальное ремесленничество

01.12.2015 | Рубрика:
IMG_0862-

С первых лет независимости в нашей стране особое внимание уделяется возрождению и развитию традиций древнего ремесленничества, достойному стимулированию труда и всесторонней поддерж­ке мастеров. На местах организуются школы «Мастер-ученик», где налажено обучение молодежи различным направлениям декоративно-прикладного искусства. Изделия, выполненные искусными ремесленниками и являющиеся произведениями искусства, успешно демонстрируются на выставках как в нашей стране, так и за ее пределами.

Хорезм — один из древних цент­ров гончарного искусства Узбекистана. Найденные археологами керамические бытовые изделия в древнейших городах свидетельствуют о высоком художественном и профессиональном уровне изготовления различной посуды еще в древние времена. Своим великолепием и поныне удивляют майоликовые изразцы архитектурных сооружений Хивы.

Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы. В области по сей день живут мастера, владеющие старинными технологиями изготовления глазури для покрытия керамических изделий. Среди них искусствовед, дизайнер-оформитель Азад Султанов, который, сохраняя традиционные формы и декор изделий, ведет активную деятельность в мастер­ской в Шаватском районе и у себя дома в Ургенче.

Первые уроки мастерства, привившие ему чувство любви к искусству, он получил от бабушки с дедушкой, которые славились по всей округе умением изготавливать красочные, яркие и теплые одеяла, подушки и многое другое.

Во время обучения в Ташкент­ском театрально-художественном институте (ныне Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода) знакомится с известными мастерами — резчиком по дереву С. Багибековым, керамис­том Р. Матчановым и попадает в мастерскую знаменитого усто Ата Палванова.

Их работы покорили сердце Азада-ака. Он начинает заниматься керамикой, интересуется технологией изготовления майолики, отправляется в степи в поисках трав, необходимых для получения компонента стойких глазурей, благодаря чему его изделия обретают новое цветовое звучание.

Сегодня Азадом Султановым соб­рано более тысячи произведений народного искусства, изготовленных самим мастером и известными ремесленниками, художниками
Эшмурадом Сапаевым, Владимиром Гусачевым, Сафо Дусчановым, Ата Палвановым, Рузматом Атаджановым, Джуманазаром Машариповым и другими. Искусствовед планирует открыть музей ремесленничества XVIII-XX веков, создать каталог изделий и авторов произведений.

— В годы независимости в нашей стране возрождены многие древние виды народно-прикладного искусства, — говорит Азад Султанов. — Восстанавливаются традиции создания восточных миниатюр из кожи, национальной вышивки, керамических изделий, резьбы по дереву, ганчу, ювелирного искусства. По достоинству оцениваются добрые начинания и усилия ремесленников по возрождению и развитию национальных ценностей, воспитанию подрастающего поколения в духе верности наследию великих предков. Особенно отрадно, что усиливается интерес к этой сфере и среди молодежи. Большую роль в воспитании достойной смены играют школы «Мастер-ученик».

В его мастерской, расположенной в кишлаке Ижтимоият, всегда много молодых людей, постигающих премудрости изготовления керамических изделий и глазури. Среди учеников и сын Азада Султанова — Шухрат. По окончании Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода он приехал в родной город, где сегодня не только создает миниатюры и скульптуры, но также вносит вклад в строительство культурно-просветительских учреждений, реконструкцию и реставрацию исторических объектов. К примеру, им разработан дизайн некоторых зданий по улице Аль-Хорезми в Ургенче, выполненных с учетом современных архитектурных тенденций и лучших традиций национального искусства.

Латофат Саилханова.

Соб. корр. «Правды Востока».

Хорезмская область