Блог 2013
Автор: admin

РАЗВИТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…

08.06.2015 | Рубрика:
IMG_4891+

С 9 июня по 31 июля 2015 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана будет проходить выставка художественного текстиля латвийской художницы Иветы Веценане «Во дворе».

Ивета Веценане занимается текстильным дизайном, ткет гобелены, пишет картины на шелке, использует в некоторых работах янтарную нить. Ее работы широко известны в Европе, выставки проходят по всему миру. В 2004 году получила степень магистра искусств Латвийской академии художеств. Также она пишет книги для детей – веселые и остроумные, которые она иллюстрирует сама.

Ивета Веценане работает в направлении создания живописных гобеленов, и каждый из них – не только изделие прикладного искусства, но и произведение высочайшего художественного качества. Она сама не только ткет, но и окрашивает нити, придавая им более глубокие и разнообразные оттенки.

Ташкентские зрители увидят гобелены, созданные в разные годы, и живопись на шелке. Выставка называется «Двор». В преддверии открытия выставки мы побеседовали с Иветой. Она оказалась очень открытым, жизнерадостным человеком. Ее жизнь не была легка, но трудности закалили ее характер и дали силы для творчества. Общение с ней было необычайно увлекательным, позитивным и ярким.

— Расскажите о работах, которые Вы представите на этой выставке.

— Я привезла в Ташкент большую коллекцию гобеленов. Центральная работа – диптих гобеленов под названием «Сосуд». Я считаю, что это моя самая знаменитая работа, которая была хорошо принята и была выставлена в очень многих городах Европы. Одна часть диптиха говорит о том, что мужчинам было бы легче жить, если бы женщины ухаживали за собой – не только внешне, но и взращивали бы красивый «сад души», прекрасные  розы души. И женщинам легче жить, когда мужчины тоже следят за собой, за своим душевным миром, были бы внутренне красивы. Об этом – вторая часть диптиха. На свете самая красивая работа – ухаживать за садом, и за садом внутри себя.

— Как рождаются работы, откуда берется вдохновение?

— В принципе, это все моменты моей жизни. Самые красивые. Квинтэссенция. У меня две очень умные дочки. Такие же красивые, как я. Мы все время спорим, которая из нас красивее, и тогда всегда бабушка идет на подмогу, и говорит, что она самая красивая. В нашей семье очень популярен юмор.

— Дочери разделяют ваше занятие?

— Да, они понимают. Когда во время кризиса всем было плохо и особенно художникам,  в тяжелый момент я спрашивала у дочек – ткать ли мне дальше, или искать другую работу. И они сказали: «Мама, тки!» Дочки поддержали меня и помогли войти в эту эпоху, потому что в прежнее время мои работы хорошо покупались, в салонах на четвертый день все было уже куплено. И вдруг получается ситуация, когда вообще никто ничего не покупает. Но надо начинать жить по-новому. И дочки помогли найти мне новую дорогу, новое существование в другом мире.

Все начинается в детстве. Чему научила меня моя мама? Она научила меня делать красивое место работы. Чтобы начинать работу, нужно, чтобы было чисто, был порядок. И я видела контраст. Отец хотел заниматься ювелирным делом, а мама шила, занималась рукоделием и всегда как бы с богом работала, всегда говорила: «Бог помогает!».  А отец говорил: «О, черт, не получается!».  И у него не получалось. И когда я уже стала большая и умная, я поняла, как надо работать.

— Расскажите, как Вы начинали.

— Это было большое счастье, когда я поступила в Латвийскую Академию художеств, в 80-е годы, это была одна из престижных кафедр в академии. Основатель отделения искусства текстиля был легендарный Рудольф Хеймратс, он открыл новое дыхание текстиля, когда в живописи, других видах искусства все было строго академично, и многое не разрешалось. Он был восхитительной личностью. Все, что хотел, он мог достичь.

В 20-30 годы бурно развивалось текстильное искусство, люди ткали и шили народные костюмы. И мои преподаватели были из того времени, когда хорошо было развито ремесленничество. Сейчас в Европе развивается тенденция создания гобелена как объекта живописного искусства. И в Европе высоко ценится, когда художник сам выполняет свой эскиз.

— Как вы можете сформулировать что главное в вашем искусстве?

— Сложный вопрос. Самое главное, мне кажется, это человечность. Развить в человеке человечность. Важно, чтобы человек был счастлив внутренне, не на показ. И текстиль – это то, что близко к человеческому телу, когда он рождается и уходит, это что-то мягкое, и в то же время это прикосновение к человеческой душе.

У меня есть свои символы, связанные с тем, что я пережила в жизни. Мой символ — это цветок водяной лилии, который происходит через три мира: земля, вода, и открывается в воздухе, в небе. (Когда мне подарили эту лилию, она была далека от идеала, и ее наполовину сгрызли червяки, но мужчина добирался до нее по воде, чтобы сорвать для меня.)

— Что символизируют яркие краски в вашем творчестве?

— Может быть, психологи скажут, что в моей жизни не хватает красок. Допустим, я не могу жить без золотой охры. Она сопутствует мне всю жизнь. Я люблю слушать диски мировой классики, которые мне подарила моя подруга, известная певица. В них и энергия моей подруги, и сила музыки. И когда на улице февраль, я открываю окна, солнце и снег проникают в мою комнату,  я наслаждаюсь силой красок.

— Искусство гобелена требует терпения…

— Терпение нужно только исполнителю. А мне, как творцу это дает… счастье!  Мне очень нравится, когда  я могу показать мои работы людям, как на выставке в Ташкенте. Самый приятный момент, когда они в рулонах, и я их разворачиваю. И я знаю: они выглядят хорошо!

— Нить за нитью, у вас сразу сложен рисунок в голове или есть импровизация?

— Сначала я делаю черно-белые эскизы. Иногда сразу есть идея, иногда я над ней работаю. Некоторым замыслам уже даже 6 лет, не получается сделать их. А есть идеи, которые воплощаются в одну минуту. Если пришло для этого время, я начинаю работать, и сразу все получается.

Порядок такой: сначала создается эскиз, потом идет цветной эскиз, потом картон, а далее станок. Только один гобелен я сделала без эскизов. Это была первая ситуация в моей жизни, когда моих дочек не было дома, и на три дня я осталась одна. Все время дети были маленькие, и вдруг никого нет. Тишина, и ты не знаешь куда деться. И я начала ткать, и за три дня соткала полотно, просто от этого бешеного ощущения, что всегда я была в напряжении, в ритме и вдруг этого ничего нет. Это тоже ситуация, когда ребенок уходит из дома. Это нормально и очень хорошо, но возникает чувство пустоты. И тогда я соткала эту работу, без предварительных эскизов. Эту работу я назвала «Солнышки». Эту работу приобрела одна женщина из Финляндии. В это время мне нужны были деньги, и с одной стороны я была очень рада, что она купила, но с другой, жаль, это как часть моей жизни. Мы разговорились с этой покупательницей, и выяснилось, что она имеет схожую судьбу. У нее тоже две дочки уходят из дома учиться, и это были слезы и переживания. И в этом что-то космическое, что работа не зря попала в ее руки. И это важно для меня, я могу и дарить, и за полцены отдавать, если буду знать, где моя работа. Бывали случаи, когда люди говорили мне, что после приобретения моей работы у них начался переворот в жизни в хорошую сторону.

— Есть ли работы, с которыми вы никогда не расстанетесь?

— Да, есть у меня золотой фонд.

— Вы сами окрашиваете нити для своих работ?

— Да это так. Все нитки покрашены в одном котле, поочередно. И все оттенки разные. Обычно я не крашу больше 200 граммов одного цвета, потому что каждый новый моток должен быть уже другого оттенка, это делает работу богаче. Но все они, словно лук с одного поля, из одного котла, они вместе. У меня есть свои технологии окраски и секреты. Меня учили серьезные люди, которые знают это ремесло, но также учишься в процессе работы. У меня есть также секреты ткачества, есть «моя» вилка, которая весит полкилограмма, и все время работать этой вилкой не так-то легко, другие мои коллеги пробовали и не могли. Есть мои секреты в соотношениях основы и утка. У меня свои пропорции.

Однажды я оказалась в Англии, в Хэддон-Холле. Там оказывается хранятся 400-летние коллекции текстиля. Я видела эту коллекцию воочию, в реальной жизни, это потрясающие 6-ти метровые стены залов в гобеленах! И когда я стояла около них, и видела фактуру основы и утка, я рыдала от волнения! Это было настоящее искусство! И это вдохновляет!

— Над чем Вы работаете в настоящее время?

— В 80-е годы я много экспериментировала, весь мир экспериментировал с текстилем. И сейчас я хочу как бы заново сделать эти работы. Я недавно сделала работы с янтарной нитью, на выставке в Ташкенте будет одна небольшая работа, потому что большие произведения из этой серии сейчас на выставке в Люксембурге.

Также я пишу детские книги. Уже третью. Это веселые рассказы о жизни в деревне. Это тоже моя философия. О том, в частности, как важно жить в семье, с дедушкой, с бабушкой. И я старалась, чтобы мои дочки были с дедушкой и бабушкой. Мы смотрели вечером семейные альбомы, разговаривали. Для меня главное в жизни это диалог, разговор между людьми. Мы останавливаем время, мы останавливаем всю работу, и мы ведем этот неторопливый диалог. Без суеты.

Детские книги я начала писать, когда  я жила в деревне с дочками. И я поняла, что наш дедушка настоящее произведение искусства. С ним никогда не соскучишься. С ним случается много историй. Это рассказы и о том, как научиться любить и понимать природу. Как учила нас бабушка, нельзя топтать ногами место, где рожь растет. Есть свои правила жизни в деревне. Это и о закатах солнца, когда мы животных приводили домой, о том, как животные становятся членами семьи, как например, наша белая лошадь.

Дедушка главный герой и комический персонаж. Это истории о том, например, как он красил машину, и было покрашено все во дворе, кроме самой машины, потому что он у нас все делает быстро и не любит тех, кто не умеет работать.

Дедушка кушает все полезное, и особенно лук. Охапки лука он кушает на завтрак, обед и ужин. Я рассказываю с юмором и о пользе местных продуктов . Это очень познавательно и весело для детей. Иллюстрации тоже веселые.

Выставка в Ташкенте стане очередным и важным этапом в творчестве. Приглашаю всех!

Неординарная личность художницы источает позитивную энергетику, которая наверняка есть и в ее работах, и мы сможем ощутить яркие положительные эмоции, посетив выставку. Она откроется  9 июня в 17:00.

                                                           Беседовала  Елена ЧЕПУРНОВА