Блог 2013
Автор: admin

Со страниц журнала «Санъат». Современная интерпретация национальных традиций в творчестве Хуршида Зияханова

04.03.2015 | Рубрика:
Юсуфхана. 2012. 50х41. х.м (3)-

Новое время требует переосмысления как своей истории, так и своего места в этом мире, пересмотра различных вопросов развития страны, в том числе искусства и роли художника в нем.

Восточная культура, в частности национальные традиции, народное ремесло, во многом определила специфику изобразительного искусства и творчества художников. Тенденция художественной этнокультуры свидетельствует о стремлении национального художественного сообщества к этнической интеграции и мобилизации с целью вхождения в общий поток развития не только истории искусства, но и в общее поликультурное пространство.

Черты национального художественного стиля в современном искусстве Узбекистана определяются отношением к традиции как к фундаментальной ценности национального узбекского наследия. Основные черты узбекского национального художественного стиля, определяемые преемственностью традиций узбекского народа, это – обращение к мифопоэтическим образам, мотивам, сюжетам, а также метафоричность, символичность, орнаментальность, созерцательность, сакральность, одухотворение матери-природы, героизация образа человека, использование художественной традиции на основе вариативности.

Однажды в Бухаре. 47х34. х.м (2)-IMG_0891-

Путь свободного диалога направлений авангарда XX в. с богатыми традициями народного искусства во многом отражают произведения живописи Х. Зияханова, который нашел свой индивидуальный стиль в спектре современной живописи Узбекистана, обнаружил интересную интерпретацию пластики сюрреализма и кубизма для выражения поэтических символов и метафор Востока, его мифологии и истории. Х. Зияханов вырос в узбекской махалле и в дальнейшем часто бывал в отдаленных кишлаках страны, ему близка экзотика народного быта, национальные костюмы, предметы утвари и народно-прикладного искусства. Персонажами его работ часто являются как пожилые, так и молодые люди, дети и даже домашние животные.

IMG_7187-

В своих произведениях художник отражает быт, историю и культуру узбекского народа, а его труды – подтверждение любви к нему. Узбекские народные песни, интерес к национальному орнаменту и костюму, к жизни и быту народа, к его истории дают темы и сюжеты для произведений. Это и есть те корни, которые питали его творчество.

IMG_7189-

Внутренний мир Х. Зияханова удивительно своеобразен. Он увиденное выражает и передает с помощью утонченной пластической геометризированной формы, предварительно обогатив свои познания, кропотливо изучая мир природы и быт людей Востока. Творчество художника относится к символико-метафорической тенденции. Свой внутренний мир, идею и замысел он передает через символы и метафоры, стремясь обогатить реальность бытия созданием новых метафорических композиций.

Произведениям Х. Зияханова присущи многообразность живописного творчества, монументальность, глубокий психологизм, цельность художественных образов, где национальное в определенном смысле является внешним показателем реализма.

IMG_0915-

Будучи по специальности графиком, он занимался книжной графикой в разных издательских компаниях. Но его всегда привлекала живопись, и он стал писать маслом, начал изучать стили и направления в живописи. На начальном этапе творчества часто обращался к сюрреализму (предпочитал творчество Дали и Магритта). Картины того периода «Астральное тело» (1997), «Ветер цивилизаций» (1999), «Духи времени» (1999), «Боль» (1999), «Караванщик» (1999), «Долина расставания» (2000) написаны под влиянием вышеназванных мастеров.

После первой персональной выставки художника в Нидерландах (г. Дюйзбург) и посещения «Амстердам, RAI» на него сильное влияние оказало европейское искусство. Тогда перед ним открылась красота кубизма. Он – приверженец реалистических направлений, классики, и вдруг увидел смысл, логику и красоту ломаных линий, углов, красок и даже мир начал воспринимать по-новому.

С 1999 г. в творчестве Х. Зияханова появляется серия кубистических работ: «Побег» (2001), «Троица» (2001), «Баталия» (2001), «Купальщицы» (2000), «Мальчик с кумганом» (1999), «Бухарская женщина» (1999). Академик АХ Уз А. Хакимов отмечает: «С картины «День и ночь» (1999) начинается серия кубистических работ Х. Зияханова. Поводом послужила чисто техническая деталь – холст был согнут и пришлось подчинить этот слом структуре живописной пластики; в результате возникла кубистическая работа. Ее создание совпало с возникшим у художника интересом к творчеству Пикассо».

IMG_7191-

Основа работ Х. Зияханова – национальное наследие узбекского народа. В большинстве его работ чувствуется влияние восточной культуры, а отчасти кубизма. Например, в таких его произведениях, как «Узбеки» (2010), «Наследник» (2008), «Кураш» (2010), «Переход» (2009), «Прогулка с долматинцем» (2012), «Идиллия» (2004), «Воспоминание» (2012), «Переулок» (2012), он отображает национальный узбекский быт, культуру, традиции, воплощая сюжеты в пластической манере кубизма. Художник признается, что относит свою живопись к «кубистическому декоративизму».

В своем творчестве Х. Зияханов большое внимание уделяет музыкантам, фольклорным образам – «Музыка» (2005), «Танец» (2008), «Дутаристки» (2009), где сквозь яркие, смелые цвета можно увидеть изысканную гармонию форм и авангардную пластику, где проступают ожившие многовековые традиции Востока. При создании работы «Национальный вокально-инструментальный ансамбль» (2013) художник добавил лоскутки различных тканей в костюмы музыкантов и сюзане, образовав в итоге своеобразный национальный коллаж. Х. Зияханову близка интерпретация в кубистическом направлении, однако он считает, что не следует выяснять, реалист он, кубист или сюрреалист, главное, чтобы это шло от сердца.

Атака. 2009. 81х69. х.м (2)-

В мастерской Х. Зияханова, как впрочем, и у любого художника, много картин, среди которых натюрморты, исполненные в реалистической манере; пейзажи окрестностей нашей страны, большинство «кубистического» стиля, но несмотря на острые и ломаные линии они все же больше похожи на восточные миниатюры. Есть и графические работы – четкие, объемные.

Что касается пейзажных работ мастера, как, например «Однажды в Сукоке» (2001), «Самарканд-дарвоза» (2002),«В окрестностях Чарвака» (2012), «Юсуфхона» (2012), художник «входит в природу», как в родной обжитой дом, где все ему близко, дорого и понятно. Если в его пейзажах появляются пастухи, женщины с детьми, это тоже его добрые знакомые, у которых нет ничего таинственного, неожиданного. Роль этих персонажей для композиций Х. Зияханова существенна, они дополняют природу, делая ее еще более обжитой. Цвета его полотен насыщены различной силой света, они чрезвычайно богаты. В работах «Памяти Пикассо» (2009), «Драка» (2011), художник подчеркивает геометризованные формы, стремясь «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Бабурнаме. 2014. 130,5х92,5 х.м-В Сукоке. 2013. 75,5х65. х.м (3)-

Среди работ последних лет ряд портретов – «Бабурнама» (2014), «Учитель. Муршид» (2014), в которых его привлекает не столько передача индивидуально-неповторимого в человеке, сколько поиск чего-то извечного, постоянного – чистота помыслов, умиротворенность, мечтательность. Наличие пейзажного или нейтрального фона не меняет сути дела – герои Х. Зияханова в такой же мере, как и пейзажи, объединяют реальность и мечту об идеале, который для художника неизменно ассоциируется с благородством, одухотворенностью и простотой. Он стремится строить свои произведения, сочетая элементарные формы, обращаясь к конструированию объемной плоскости, расчленяя реальный объем геометризированных тел.

Эстетика Востока основывается на религиозно-философской мысли единства бога, мира и человека. В искусстве это – поиск гармонии с природой, принятие мира через любовь к нему, что сближает эстетику Хуршида Зияханова с эстетикой Востока, напоминая опыт постижения прекрасного через внутреннее просветление и очищение.

День без теней. 2007. 48х62.  х.м-Домик в кишлаке. 2008. 50х41. х.м-

С другой стороны, любовь к миру, к жизни, которая пронизывает живопись Х. Зияханова, выражается в его любви к природе, к человеку, к состоянию его души. Произведения художника, независимо от техники исполнения и выбранного материала, отличаются вдумчивым, серьезным подходом к решению художественного образа, будь то портрет, натюрморт, пейзаж или историческая картина. Эмоционально-выразительная форма его произведений не довлеет над содержанием, а органически из него вытекает. Работы Х. Зияханова выразительны по настроению, глубоки по содержанию, где зритель может найти что-то близкое для себя, открыв свой мир.

Купкари. 2009. 119х171. х.м (5)-Первенец. 2012. х.м-

Творчество Х. Зияханова удостоено высокой правительственной награды – медали «Шухрат»,  (2008) и Золотой медали Академии художеств Узбекистана (2009), он – победитель городского отбора «Энг улуғ энг азиз» (2014). Художник популярен  в широких кругах ценителей живописи как в нашей стране, так и за рубежом. Х. Зияханов – постоянный участник республиканских, региональных и международных выставок. В их числе персональные выставки в Нидерландах (1999-2000), Выставка искусства Узбекистана «Сад восточной поэзии» в Москве (2001), Выставка узбекских художников в Галерее современного искусства в Париже (2002). Его работы были также представлены на I, II, III, IV, V Ташкентских международных биеннале изобразительного искусства, на «Пекинской» биеннале в Китае (2005). Произведения Х. Зияханова находятся в частных коллекциях и в галереях Германии, Марокко, Нидерландов, России, США, Турции, Франции, в Государственном музее искусств Узбекистана и в Галерее изобразительного искусства Узбекистана.

                                                                                                  Дилдора Умарова, искусствовед