Блог 2013
Автор: admin

Тайна и искусство в творчестве Медата Кагарова

07.05.2018 | Рубрика:
Рисунок1

Медат Кагаров — философ по складу ума и поэт по восприятию жизни, он мыслил чрезвычайно образно, ярко, своеобразно и подмечал все необычное. В этом заключалось его отношение и к окружающему его миру, и к своему творчеству… Он являлся очень удивительным человеком, проживший большую и плодотворную жизнь – жизнь полную встреч  и расставаний, полную творческих поисков и удач.

Медат Айтахунович Кагаров был  Народным художником Узбекистана, академиком Академии художеств Узбекистана, лауреатом многочисленных  премий и участником самых престижных выставок, признанный авторитет в художественных кругах Центрально-Азиатского региона родился в Казахстане, в городе Алматы в 1940 году. В 1965 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). С 1970 года проживал и работал в городе Ташкенте, имел государственные награды, его работы находятся во многих частных коллекциях и галереях мира.

Рисунок2

«Начало пути»

Медат Кагаров работал очень активно, участвовал на разных международных выставках,  и в том числе делал свои персональные выставки. На международных выставках он участвовал как мастер графического искусства, где он смог доказать и любителям его творчества, и профессионалам своего круга то, что насколько он был  разносторонним творцом  живописцем. Основные международные выставки, на которых он участвовал  были  «Интерграфика 84»  (Берлин, ГДР1984), «Биеннале графики»(Баден-Баден, ФРГ 1985), Биеннале графики (Маастрих, Голландия 1993).
Свои персональные выставки Медат Кагаров проводил в разных странах мира, такие как  Индия, Калькутта (1990), Казахстан, Алматы (1990), Россия, Москва (1990),  Китай, Урумчи (1991),  Узбекистан, Ташкент (1996), Казахстан, Алматы (2000),  Россия, Москва (2008).
Медат Кагаров мыслил как философ и  создал в своих картинах некую поэтичность, которую трудно найти в работах других художников. Однажды художник Медат Кагаров рассказал интересную историю о том, как когда-то под Бухарой он побывал на старом суфийском кладбище и удивился тому, что над могилами высятся шесты, увенчанные знаками в виде открытых ладоней. «Это значит, что человек ушел из мира с чистыми руками, — трактует эту символику Медат. — Он ничего с собой не взял, оставив все людям. По этому закону и нужно жить».

Рисунок3

«Восточная мадонна»

Он также был замечательным учителем и  щедро делился своими знаниями с благодарными ему учениками.

Самая большая удача, как говорил Медат, — встреча возлюбленной, с которой он прожил долгую и интересную жизнь, полную творческого и душевного единения. Искренне признаться в любви к женщине можно один только раз. У Медата Кагарова, на десятках полотен, где одухотворённые женские образы вещают миру Судьбу, передана одна единственная исповедь — признание в любви к жизни, которая, то ли в облике девочки, мечтательной девушки или женщины предстают перед нами. Эти картины и есть исповедь о любви к женщине…

Рисунок4

«Композиция с гранатами»

Полотна мастера отличают не только метафоричность, аллегоричность, но и чистота, целостность, поэтичность. В работах художника встречаются в различных вариациях два образа – птицы, символизирующей свободу, олицетворяющей извечную мечту человека научиться летать и рыбы – символа благополучия, спокойствия, а также знака, неразрывно связанного с женой маэстро. Муза и друг, в различных ипостасях она неизменно присутствует в творениях мужа, пытавшегося разгадать тайны женской души, отразить ее хрупкую красоту.

Рисунок5

«Встреча за городом»

Медат Кагаров владел высокой техникой европейской школы живописи, мастерством исполнения миниатюрной графики; он проиллюстрировал многих известных поэтов Востока и создал серии высоко метафорических литографий, которые экспонировались на международных и персональных выставках. Уверенная линия мастера обрела новую жизнь после встречи 1991 году с храмовой росписью древнего уйгурского города Турфан. Медат Кагаров в своих живописных полотнах продолжает традицию предков уйгуров, их храмовые росписи V-VI веков оказали влияние на его творческий процесс. Стиль своих работ Медат Айитахунович определял как «ветер и поток», созвучный со школой японской поэзии VII века, предполагающей умение облагораживать каждое мгновение жизни, осознав и прочувствовав первозданную красоту окружающего мира, красоту непостоянства. Откровением для художника стала поездка в северо-западный Китай, знакомство с храмовыми росписями буддийских монахов в окрестностях древнего уйгурского города Турфана. Генетическая Родина художника дала ему неисчислимое количество тем, он вернулся оттуда, подхватив мелодию почти уже забытого рисунка.

Рисунок6

«Караван»

В полотнах Медата Кагарова образы сотворения и разрушения разместились в его идее воплощения, как два противостоящих потока сознания. Внутренняя гармония и внешний хаос, внутренний хаос и внешняя гармония взаимо проникли и слились в точке его самопознания, в этой точке, где соединилось прошлое и будущее, в точке, куда устремлён взор провидца. Эта та точка, которая удерживает равновесие: красоту и её возможную гибель, точка, которая не говорит ни нет, ни да, которая не спрашивает и не отвечает, точка, которая повелевает молчать, точка которая заставляет задуматься о своём молчании.

Рисунок7

«Восточная мелодия»

Сегодня художник искусство тайны нет среди нас, он ушел из жизни 2015 г. но прожил очень плодотворную и неповторимую жизнь. Нужно отметить то, что  дух Медата Кагарова живет вечно в своих полотнах, заполненным глубоким смыслом. После его смерти не забывая уникальную личность художника и оригинальность его работ проводились разные выставки, посвященные на творчество замечательного художника и педагога. Например,  25 сентября 2015 в театре «Ильхом» состоялось открытие его персональной выставки.  Не смотря на то, что Медат Кагаров ушёл в далёкий путь, он и его творчество остались с нами в нашей памяти. На выставке организованной арт-галереей «Караван» представлены работы, которые остались в Ташкенте в семье художника. Это и живописные работы и работы, выполненные техниками ксилографии, литографии, линогравюры. Работы разлетятся по частным коллекциям , а нам, почитателям творчества Медата Кагарова и будущим поколениям остались работы, хранящиеся в Государственном музее искусств Узбекистана, в хранилищах Дирекции художественных выставок АХУз и в Галерее изобразительного искусства НБУ.

Вместе

«Вместе с птицами»

 Глубоко философские, хранящие в себе память прошлого и веру в будущее образы Медата Кагарова, приглашают нас к размышлению, поиску своей правды жизни. Наполнены глубоким смыслом и особенной красотой и произведения жены мастера, служившей для него на протяжении всей жизни неиссякаемым источником вдохновения. К сожалению, на сегодняшний день мало таких мастеров как Медат Кагаров, которые воспевают любовь к женщине и исповедь о настоящей любви.  Художнику всегда, даже когда его нет, очень нужно, чтобы его помнили, чтобы его работы видели. Живописная школа Средней Азии такая разнообразная, яркая, интересная, непредсказуемая! И Медат Кагаров был одним из интереснейших ее представителей.

Азиза Раупова,  4-курс

 Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзода