Блог 2013
Автор: admin

ТАШКЕНТ ПРЕДСТАВИЛ УНИКАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ КЕРАМИКИ

17.12.2015 | Рубрика:
IMG_4891+

В Центре Ташкента — в Галерее изобразительного искусства Узбекистана 16 декабря 2015 года открыта уникальная выставка, представляющая все школы традиционной керамики Узбекистана, сообщает НИА «Туркистон-пресс».

До 23 декабря здесь можно увидеть прекрасные керамические изделия мастеров, представляющих Ферганскую керамическую школу с такими ее известными центрами, как Риштан, Гурумсарай, Андижан, а также Бухарскую, Самаркандскую, Хорезмскую.

Поражает подача прекрасных произведений керамического искусства, представленных в эти дни в Галерее. Изделия каждого мастера размещены опытными искусствоведами и художниками, в этом принимали участие, в частности, такие известные мастера своего отдела, как искусствовед Людмила Кодзаева, художник Бобур Исмаилов, опытные специалисты Галереи. Свои усилия для того, чтобы представить на этой выставке произведения керамистов со всей страны, объединили руководство Академии художеств Узбекистана и входящей в ее состав Галереи изобразительного искусства, руководитель галереи «Karavan», искусствовед Наталья Мусина, инициативные и творческие специалисты ООО «Asha production». Выставка объединила творчество мастеров и искусствоведов, являющихся специалистами в этом направлении, что сразу чувствуется и по отбору представленных произведений, и по красоте экспозиции, и по подготовленным к выставке материалам, где дана профессиональная характеристика особенностей различных школ керамики Узбекистана.

Вся эта профессиональная организация экспозиции дает возможность говорить о том, что подобная выставка проводится в замечательных просторных залах Галереи изобразительного искусства Узбекистана впервые. Это было подчеркнуто на открытии выставки и председателем Академии художеств Узбекистана, Народным художником республики Акмалем Нуром.

— Такого праздника в Галерее не было уже давно, — подчеркнул он. — Прикладное искусство, особенно керамика, это источник и, в какой-то степени фундамент, нашего изобразительного искусства. Поэтому я преклоняюсь перед этими мастерами и выражаю благодарность всем, кто причастен к организации нашей выставки.

Акмаль Нур сказал также, что организация подобной выставки — это редкая возможность увидеть все керамические школы Узбекистана в одном месте и этим нужно воспользоваться для семейных походов в Галерею, чтобы люди разных поколений, в том числе дети и молодежь смогли воочию увидеть, какие богатые истоки культуры есть у земли Узбекистана, какое сегодня идет развитие этого культурного наследия усилиями современных мастеров.

Как было отмечено на открытии заместителем директора Галереи, доктором искусствоведения Камолой Акиловой, данная выставка является ярким свидетельством того значимого развития, которое получила традиционная керамика за годы независимости Узбекистана. В этом направлении приняты специальные указы и постановления руководства страны. В наши дни социальный статус народного мастера укреплен законодательно. Все это способствовало развитию и даже возрождению в ряде случаев различных школ керамики страны, что дает возможность говорить о том, что сегодня — время подлинного ренессанса керамического искусства Узбекистана.

И в этом убеждается каждый, кто посещает выставку. Здесь не только любуешься неповторимостью, цветовыми оттенками, причудливыми узорами керамических изделий, но и воочию видишь особенности различных школ керамики.

Как отмечают искусствоведы, традиционная керамика Узбекистана представлена двумя основными видами: более древней неполивной керамикой и керамикой, покрытой глазурью. Глазурованная керамика, появившаяся на территории Узбекистана в конце VIII века, прошла сложный исторический путь. В настоящее время по стилю художественного оформления можно выделить три основные школы глазурованной керамики Узбекистана: ферганскую, бухара-самаркандскую и хорезмскую. Различия между школами определяются не только цветом, но и другими факторами. Так, керамика Ферганы и Хорезма имеет общий колорит — сине-голубой. Однако по характеру орнамента и формам изделия этих регионов значительно отличаются.

Ферганская школа керамики (основные центры — Риштан, Гурумсарай, Андижан) более разнообразна по формам. Репертуар узоров ферганской керамики включает весьма широкий круг тем и мотивов. Это растительные узоры: цветок и плоды миндаля «бодом-гуль» и граната «анор-гуль», побеги «ислими», четырехлистник «чорбарг» и др. Предметные узоры состоят из стилизованных изображений кувшинов, ножей, геометрический орнамент состоит из различных линий, насечек, решетчатых узоров и т.д. Сегодня прославленную школу риштанской керамики на выставочных площадках Узбекистана и за его пределами успешно представляют такие мастера, как академик Академии художеств Узбекистана Шарафиддин Юсупов, мастера-виртуозы Музаффар Саидов и Алишер Назиров, известные керамисты Рустам Усманов и Бахтиёр Назиров, и др. В Андижане плодотворно работает искусный гончар Мирзабахром Абдувахабов.

— Я давно слежу за творчеством Рустама Усманова из Риштана, — рассказала в интервью искусствовед Ирина Богословская. — Этот художник, что называется «от бога», как и многие здесь. Он сам выступает уже не только, как керамист, но и как мастер-усто, подготовил немало учеников. Рустам Усманов уже давно изучает традиции, особенности именно риштанской керамики и даже в своем доме он создал небольшой музей, где представлены образцы керамики XVIII-XIX веков, найденные еще археологами на территории Риштана. И это дает такой стимул к работе, потому что, опираясь на традиции старых мастеров, Рустам и его ученики создают уже свою керамику, но при этом внедряя какие-то элементы, связанные с древней историей, со своей семиотикой. То есть знаковой системой со своими совершенно уникальными композиционными решениями и находками. Особенно сложна разработка узора, вписанного в тондо, то есть в круг. В свое время я брала интервью у известной керамистки Софьи Раковой, и она сказала, что, пожалуй, самым трудным является композицию вписать в тондо. И более того, когда я спросила, а почему Вы на протяжении 60 или 80 даже лет занимаетесь исключительно керамикой, она сказала: «Знаете, моим соавтором является печка. Я никогда не знаю, что после обжига получится. Я также заинтригована, как и многие другие, и это дает нам все время стимул к работе. То есть мы предполагаем одно как авторы, а печка, она иногда как бы привносит нечто новое в конечный результат».

По мнению И.Богословской, узбекские керамисты – это, прежде всего, люди по-настоящему влюбленные в свое дело.

— Более того — им неинтересно повторяться, — отмечает искусствовед. — То есть без конца идет творческий процесс, и они внедряют каждый раз что-то новое. Даже если просит кто-то повтор того или иного лягана, блюда и т.д., они не идут на это, им это неинтересно. Всегда будет пусть чуть-чуть, но по-другому. И к тому же, керамисты продолжают осваивать много нового. Неповторимость их авторства заключается, например, в абсолютной свободе выбора цвета, но при этом, не забывая про традиции, про то, что от них далеко уходить не следует.

Яркими оттенками зеленого цвета выделяется экспозиция еще одного риштанского керамиста Алишера Назирова. В его коллекции также привлекают оригинальные детали, используемые в оформлении. Так, например, крышку чайника может венчать плод граната, искусно вылепленный мастером. У него немало таких оригинальных деталей, поданных с замечательным вкусом и изяществом — то, что создает неповторимый авторский почерк мастера.

— Керамические традиции Риштана имеют тысячелетнюю историю, — отметил в интервью Алишер Назиров. — Не случайно, один из моих учителей был керамистом в 11-ом поколении. Это искусство требует хорошего знания традиции, фундаментальных основ нашей керамической школы и постоянного совершенствования своих знаний. Именно поэтому мы всегда следуем за учителями. Сегодня мне уже 45 лет — и я до сих пор учусь. Потому что есть  некоторые моменты, традиционные цепочки технологии, в которых будешь совершенствоваться всегда. Сегодня у меня своя школа молодых керамистов, так вот время их обучения составляет 12 лет. Потому что будущий мастер должен знать путь от глины до обжига. И чувствовать композицию при росписи, чувствовать форму при формовке. Уметь профессионально работать на гончарном круге. И тогда у него будет вырабатываться мастерство, свой почерк. Ведь, если обратить внимание на работы — они все разные. В риштанской керамике в росписи мы используем символику растительного мира. И каждый мастер делает это немного по-своему. Не нарушая традицию, но внедряя какие-то свои элементы, из чего и появляется его почерк.

Традиции голубой хорезмской керамики также уникальны. Как отмечают искусствоведы, декор хорезмской школы керамики сдержан и благороден. В наши дни эти традиции развивает признанный мастер, сын классика хивинской керамики Раимберды Матчанова — Одил Матчанов из села Мадир. Хорезмская керамика узнаваема благодаря изящным геометрическим узорам на внутренней поверхности традиционных блюд — бадия, обогащенными растительными мотивами.

Сразу отличает цветовая гамма керамику бухаро-самаркандской школы. Это связано с технологическим фактором — использованием традиционной свинцовой глазури и зелено-желтых и коричневых красителей. Сегодня традиции этой школы успешно представляют  академик Академии художеств Узбекистана Алишер Нарзуллаев и его брат Абдулло Нарзуллаев. В Ургуте традиции искусства своего отца, известного мастера Махкама Аблакулова, продолжает его сын Нугман Аблакулов, виртуозно владеющий техникой создания разнообразных форм керамических изделий.

Наиболее архаичным, сохранившим аутентичные технологические и художественные приемы является неполивная керамика. Эти традиции прекрасно сохранили и подняли на новый творческий уровень такие мастера как академики Академии художеств Узбекистана Шариф Азимов и Худойберды Хакбердиев, а также талантливые керамисты Холмухаммад Исматуллаев и Ильхом Бобомурадов. Традиции самаркандской школы мелкой терракоты продолжает мастерица Дилором Мухтарова. Всемирно известную народную глиняную игрушку селения Уба под Вабкентом представляет мастерица Кубаро Бабаева.

Удивительные изделия представляют и мастера-новаторы, в числе которых бухарец Абдулвохид Каримов. Его ляганы в белой и черной гаммах, очень профессионально выполненные, привлекают посетителей выставки и вызывают вопросы, на которые ответил нам автор.

— То, что здесь представлено на белом и черном фоне с надписями, это традиции IX-X веков, то есть эпохи Авиценны, эпоха ренессанса исламского мира. И такая керамика была очень популярна. Так я сам вырос практически в музее в Арке, где работала моя мама, я каждый день видел такие исторические экспонаты и от этого видимо, любовь к керамике. Многие интересуются — модерн ли это, но, отмечу еще раз, это держится на древних истоках.

К своему мастерству молодой мастер шел с детства. Он увлекался рисованием и лепкой в школе искусств, закончил художественные училище и институт по направлению художественной керамики. А еще в детстве мама специально отвозила сына к знаменитой Кубаро Бабаевой — мастерице по традиционным глиняным игрушкам из села Уба. По мнению Абдулвохида, ему всегда везло с учителями.

— В художественном училище имени Бенькова, мой учитель Фазыл Мирзаев нас воспитывал в глубоком уважении к традиции, объяснял, что для того, чтобы стать хорошим керамистом, нужно изучить наши истоки. «Если вы не можете элементарно работать на гончарном круге, то я не буду считать вас своими учениками и керамистами», — говорил он. И мои педагоги научили меня очень тщательно подходить к тому, что я делаю, доводить любое произведение до совершенства.

Именно совершенством хочется назвать и всю представленную в эти дни в Ташкенте выставку керамики Узбекистана. Воспользуйтесь шансом увидеть эти уникальные произведения древнего и вечно молодого искусства.

Луиза МАХМУДОВА,

НИА «Туркистон-пресс»