Блог 2013
Автор: admin

Опираясь на традиции и шагая в ногу со временем

11.07.2016 | Рубрика:
IMG_6942-

В беседе с корреспондентом УзА председатель Академии художеств Узбекистана, народный художник Узбекистана Акмал Нуриддинов рассказал о процессах обновления в национальном искусстве в годы независимости, задачах художников в дальнейшем укреплении независимости нашей страны.

 

– В произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» Президент нашей страны отмечал, что материальный и духовный мир можно сравнить с двумя крыльями птицы. Только при гармоничном сочетании этих двух факторов можно достичь развития, прогресса в жизни человека, государства и общества, — сказал А.Нуриддинов. – Этот критерий находит подтверждение в рубежах, достигаемых под руководством Президента Ислама Каримова во всех сферах нашей жизни.

Наш народ с древних времен своим созидательным потенциалом, творчеством вносил достойный вклад в развитие цивилизации.

В годы независимости экономическое развитие нашей страны неразрывно сочеталось с процессом духовного роста. В результате наряду с уровнем жизни людей изменилось их сознание, мышление, отношение к жизни, культура и художественное мировоззрение. Это стало толчком к возрождению и развитию национальной культуры и искусства.

– Расскажите, пожалуйста, о роли и значении Академии художеств в повышении духовности народа, укреплении любви к Родине, уверенности в завтрашнем дне, создании творческой атмосферы для художников…

– Создание Академии художеств в соответствии с указом Президента нашей страны от 23 января 1997 года стало важным фактором дальнейшего развития национального искусства. Не во многих странах есть подобные нашей академии художественно-творческие организации. Зарубежные коллеги всегда восхищаются вниманием, уделяемым нашим государством развитию изобразительного искусства.

Академия художеств, располагающая красивым зданием и современной материально-технической базой, занимается сохранением древних традиций, развитием национальной культуры и искусства, ярким и действенным отображением развития всех сфер страны, созданием новых произведений. Она играет важную роль в информировании поклонников искусства о художественных процессах и новшествах в стране и за рубежом, обмене мнениями и опытом среди художников, организации для молодежи мастер-классов с участием известных художников.

Академия вносит достойный вклад в развитие национального изобразительного и прикладного искусства, расширение деятельности представителей сферы. Огромна ее роль и в создании современной системы художественного образования, налаживании научно-исследовательской работы, организации творческих выставок на современной основе.

Академия художеств способствует сохранению и дальнейшему развитию традиций наших прославленных мастеров кисти Чингиза Ахмарова, Урала Тансыкбаева, Рахима Ахмедова, Неъмата Кузибоева, Маннона Саидова, Бахтиёра Бобоева, Рузы Чориева, создавших собственные школы изобразительного искусства, пропаганде значения духовного наследия народа. В настоящее время многие живописцы, графики, скульпторы, мастера и искусствоведы являются академиками Академии художеств Узбекистана.

– Какие изменения произошли в национальном прикладном и изобразительном искусстве благодаря свободе творчества, предоставленной независимостью?

– Прежде всего нужно отметить, что в нашей стране с древнейших времен было развито изобразительное искусство. Доказательством тому служат уникальные произведения искусства, историческая, художественная литература, археологические находки в Афрасиабе, Дальверзинтепе, Холчаёне и в других местах. Представители нашего изобразительного искусства, в частности, художник средних веков Камолиддин Бехзод, хорошо известны и на Востоке, и на Западе. Однако в эпоху тоталитарного строя наблюдалось полное безразличие к культурному богатству народа, бесценному наследию предков. Искусство испытывало сильнейшее идеологическое давление.

Благодаря независимости художникам была предоставлена свобода творчества. Художник, который раньше был вынужден изображать людей с искусственными улыбками на лице и коробочкой хлопка у виска, сегодня имеет возможность творить по зову сердца и идти собственным путем в искусстве.

Наши художники, опираясь на духовные корни народа, черпают в них силу и вдохновение для творчества. В эпоху прежнего строя запрещалось изображать даже бешик, являющийся особой ценностью для каждой узбекской семьи, потому что это считалось проявлением национализма, пропагандой «пережитков». Сегодня произведения, выражающие наш национальный менталитет, древние ценности и современное мышление, привлекают большое внимание на престижных международных выставках. В различных жанрах живописи, разнообразными методами и стилями изображаются наша мирная стабильная жизнь, красивая природа, духовный мир человека, его стремление к самоосознанию.

Основываясь на исторических, научных и литературных источниках, наши художники все чаще обращаются к образам наших великих предков. В частности, яркие образы великих личностей созданы в скульптуре. В свое время возле учреждений культуры и образования стояли памятники людям, не имеющим отношения к нашему народу. Теперь на этих местах установлены памятники Беруни, Ибн Сино, Ахмаду Фергани, Мухаммаду Мусо Хорезми, Жалолиддину Мангуберди, Амиру Темуру, Мирзо Улугбеку, Алишеру Навои, Захириддину Мухаммаду Бабуру. Монумент Независимости и гуманизма, памятник Скорбящей матери, стела “Тинчлик”, памятник Алпамышу, скульптурные произведения “Эл-юрт таянчи”, “Древняя и вечная Бухара”, “Ватанга касамёд” олицетворяют сам дух народа, выстраданные на протяжении веков наши мечты и чаяния. Они способствуют воспитанию в молодежи чувства любви к Родине, уважения предков, национальных ценностей, приумножению чувства гордости народа.

Благодаря независимости народ возродил свое достоинство, завоевал авторитет в мире. Установленные памятники в Египте Ахмаду Фергани, Бельгии — Ибн Сино, Латвии — Мирзо Улугбеку, России, Японии и Азербайджане — Алишеру Навои — это дань уважения народов мира бессмертному гению наших великих предков.

Большой вклад в изображение образов великих предков внесли художники Малик Набиев, Мухаммаджон Нуриддинов, Жалолиддин Миртожиев, Саъдулла Абдуллаев, Зайниддин Фахриддинов, Алишер Мирзаев, Жавлон Умарбеков, Собир Рахметов, Темур Саъдуллаев, Баходир Юлдашев, Тура Курёзов, Рустам Худойберганов, Алишер Аликулов, Ниёзали Холматов.

Большая заслуга архитекторов-дизайнеров, художников и в преобразовании облика наших городов и сел. Раньше понятия о дизайне практически не существовало. В настоящее время в ходе проводимой в городах и селах созидательной работы уделяется особое внимание оформлению строящихся зданий в духе национальных традиций и современных стилей зодчества, ландшафтному дизайну.

Площадь Мустакиллик, аллея Амира Темура, Дворец международных форумов «Узбекистон», «Маърифат маркази», включающий в себя Дворец симпозиумов и Национальную библиотеку имени Алишера Навои, комплекс Хазрати Имом, Галерея изобразительного искусства в Ташкенте, сооружения в областных центрах — это яркий пример красоты и мощи национальной живописи и прикладного искусства.

– Каковы результаты международного сотрудничества?

– В годы независимости в культурной жизни нашей страны появились новые понятия — биеннале, фотобиеннале. Проводимый раз в два года Ташкентский международный биеннале современного искусства служит демонстрации достижений узбекского изобразительного искусства эпохи независимости, ознакомлению художников, искусствоведов и поклонников искусства со всего мира с творческим процессом в нашей стране, обмену мнениями и опытом. Ташкентская международная фотобиеннале демонстрирует развитие национального искусства фотографии, нашу благоустроенную жизнь, всю красоту наших вечных ценностей. Международная биеннале детского рисунка “Радости Ташкента” обогащает представления людей мира о детях Узбекистана. Благодаря подобным международным мероприятиям зарубежные коллеги и поклонники искусства видят, насколько в Узбекистане велико внимание государства к искусству, культуре, духовности, эстетическому воспитанию молодежи.

В последние годы традиционная Неделя изобразительного и прикладного искусства приобрела статус международного фестиваля. В мероприятии нынешнего года приняли участие художники более чем десяти стран, таких как Словакия, Япония, Индия, Азербайджан, Ирак, Вьетнам, и другие. Этот фестиваль способствует и реализации надежд молодых мастеров кисти. Юноши и девушки, принявшие успешное участие в фестивале, становятся участниками проводимых в зарубежных странах международных выставок, смотров-конкурсов, биеннале.

– Какая работа проводится в сфере подготовки специалистов сферы, выявлении молодых талантов?

– В настоящее время при Академии художеств действуют одно высшее учебное заведение, 12 специализированных школ-интернатов искусства, три колледжа прикладного искусства. В учрежденном по инициативе главы нашего государства Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода обучение ведется в направлении искусствоведения, прикладного искусства, живописи, дизайна, станковой и книжной графики, консервации и хранения художественных памятников, реставрации произведений искусства и архитектурных памятников, графики, скульптуры и другим. Институт успешно сотрудничает со многими университетами мира, творческими центрами. Так, в сотрудничестве с рядом университетов Южной Кореи созданы возможности для обмена мнениями и творческого диалога студентов, участия в выставках и научно-практических конференциях.

Проведена работа по реконструкции и ремонту в специализированных школах-интернатах искусства Ташкентской, Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Хорезмской, Андижанской, Сырдарьинской областей. Эта работа активно ведется в образовательных учреждениях Нукуса, Навои, Термеза, Бухары, Шахрисабза.

Регулярно организуются встречи молодых художников с искусствоведами, известными художниками. В Мемориальном парке-музее имени Камолиддина Бехзода регулярно проводятся молодежные творческие выставки. Художники Узбекистана, еще вчера мечтавшие выставлять свои произведения хотя бы в рамках республики, сегодня проводят персональные выставки в различных странах мира, успешно принимают участие в международных выставках, завоевывают призовые места. Например, в прошлом году на зарубежных фестивалях “Взгляд детей”, “АRТ Samgau – 2015” всех покорили полотна наших молодых художников. Более десяти молодых дизайнеров, художников и скульпторов с целью повышения профессионального мастерства направлены в США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Латвию, Республику Корея, Китай, Японию, Сингапур, Бангладеш, Египет.

– В чем заключается главная задача художников в ходе ускоряющегося процесса глобализации?

– На первый взгляд, художник — отдельно взятый человек, а искусство — это общечеловеческое понятие. Но художник никогда не забывает о своей национальной принадлежности. Уважающий и глубоко осознающий себя художник никогда не живет вне общества, как собственные воспринимает проблемы страны и народа.

Мы — народ, взращенный священной землей с многовековой историей и бессмертным наследием великих предков, народ с собственной философией и принципами жизни. Сегодня наша главная задача — отобразить все это в произведениях искусства, которые будут способствовать усилению национальной гордости, развитию нашего самосознания.

В этом процессе неистощимым источником служат культура и духовность народа. В своих произведениях мы должны эффективно использовать присущие нашему народу символы и мотивы, национальные традиции. Образ жизни народа, его культура, история, национальные костюмы и украшения могут служить вечными сюжетами и темами для произведений каждого художника.

– Какие проекты реализуются в Академии художеств накануне самого великого, самого дорогого нашего праздника?

– К Дню независимости активно готовятся более 1,5 тысячи творческих людей, работающих в области живописи, графики, скульптуры, станковой живописи и прикладного искусства, художественного фото.

В соответствии с постановлением Президента нашей страны «О подготовке и проведении празднования 25-летия государственной независимости Республики Узбекистан» от 2 июня 2016 года под девизом “Жизнь моя, судьба моя — родной мой, неповторимый Узбекистан!» проводятся выставки, встречи, беседы. Художники создают новые произведения, отражающие самоотверженный труд народа, его созидательный потенциал, духовный мир, надежды и устремления вступающей в большую жизнь молодежи, которая станет решающей силой завтрашнего дня нашей страны.

Под девизом “В красках — воспевание родной земли!” организуются Дни изобразительного искусства. В рамках этих мероприятий подробно рассказывается о проявляемых в годы независимости большом внимании и заботе о творческих людях, особенно молодежи.

В августе планируется организация выставки новых произведений, посвященных жертвам репрессий ХХ века. Думаю, эта выставка даст населению, особенно молодежи, широкое представление о путях достижения независимости и огромной ценности нашей нынешней мирной и благоустроенной жизни.

Дилшод Каримов, УзА