Блог 2013
Автор: admin

«Фольклор – неиссякаемый источник художественного вдохновения»

20.11.2014 | Рубрика:

Каждую новую работу каракалпакского скульптора Дарибая Тажимуратова с большим интересом встречают как профессионалы, знатоки искусства, так и простые зрители. Так случилось и в этот раз на выставке «Золотая осень» прошедшей в выставочном зале Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана. Присутствовавшие на вернисаже зрители – художники, искусствоведы, журналисты, учащиеся специализированной школы искусств — долго толпились, рассматривая и получая эстетическое удовольствие работами скульптора Д.Тажимуратова.

И опять Д.Тажимуратов удивил многих из посетителей своими интересными скульптурными композициями на фольклорную тематику. На этот раз он предъявил свои новые композиции не из дерева, как обычно, а из керамики: «Лодка на волне», «Молодой музыкант», «Композиция — кони», «Невеста», «Старик со старухой» и «Девять болтунов и один пискун».

Необходимо отметить особенности пластического метода скульптора. В каждом отдельном случае — это безупречное чувство формы, который художник решает по-разному. Часто сам материал подсказывает последовательность хода, в котором мастер умело организует композиционное пространство, способствующее единственно верному решению.

 

Как всегда в центре внимания мастера, как и в предшествующих его работах — образ народа, непосредственный и естественный мир детства, строящийся на грани покоя и движения, реального и идеального, физического и духовного. Речь идет об одной из скульптурных композиций на фольклорную тематику. Это сказочные герои из каракалпакской народной сказки — «Девять болтунов и один пискун» (Тоғыз тоңқылдақ ҳәм бир шиңкилдек).

Небольшая по размерам скульптурная композиция, кажущаяся величественной благодаря монументальности форм с изображением десяти сидящих на большой сказочной рыбе молодых людей. Девять из них тесно прижались друг к дружке (каждый в движении, в жестикулирующей позе, некоторые размахивают руками) – это болтуны (тоғыз тоңқылдақ). И один энергичный, сидящий впереди всех, с хитрой улыбкой на лице – это пискун (шиңкилдек).

В работе мастера мы видим талант скульптора умело совместившего монументальность и иронию, условность и психологизм.

Фольклор – исток всей литературы.

Всматриваясь в произведение автора, невольно всплывают воспоминания далекого детства – это первая услышанная в детстве колыбельная, пропетая любимой мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой и т.п. Всё начинается с детства, близкое знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством и т.д.

Хотелось бы отметить, что эти интересные, созданные в своеобразной, игровой форме скульптурные композиции автора, особо привлекли и расширили образное мышление, представление молодых о каракалпакском фольклоре.

В портретном жанре выполнена другая работа автора — «Невеста», где скульптор смело экспериментирует, использует вместо дерева глину. В светло-охристой гамме вылеплена голова молодой девушки в каракалпакском свадебном головном уборе – саукеле. Головной убор девушки имеет вид богато украшенного конуса, а также изобилием на нем выпуклых форм — блях.

Новаторские поиски (портрет, жанровые сценки) Д.Тажимуратова к произведениям устного народного творчества отличает острая наблюдательность, национальный типаж и большая фантазия художника. А также радость жизни и наслаждение творчеством, которые одухотворены душевной полнотой и богатством воображения мастера. И всё это рассчитано на вдумчивое и целостное восприятие современного зрителя.

Несколько слов о станковой живописи, представленные на экспозиции выставки «Золотая осень», а конкретнее о пейзажах каракалпакских художников. Это — красивейшие места, характерные для Каракалпакстана, природные ландшафты, старинные архитектурные  сооружения. Это — любимые уголки края, притягивающие к себе своей неброской тонкой поэтичностью природы, вызывающее святое чувство любви к родной земле.

В экспозиции преобладали два типа пейзажей. Первый, отличающийся своей стилизацией форм – это работы Ж.Лепесова, С.Кутлимуратова, А.Раджапова, С.Байбосинова, и вторая, — это повышенная  живописная звучность, монументальность в полотнах А.Кудайбергенова, Б.Тажимуратова, С.Бекбаулиева и др.

Следует отметить, что выставка «Золотая осень» оставляет яркое впечатление, во-первых, своей благодатной темой — осени и, во-вторых, — умением художников воспользоваться широкими возможностями разных жанров искусства — мелкая пластика, станковая живопись и народно-прикладное искусство.

    Периза Хожаметова

Искусствовед г.Нукус