Блог 2013
Автор: admin

Человек, изменивший ход истории

07.04.2017 | Рубрика:
IMG_6783-

«9 апреля 1336 года недалеко от современного Шахрисабза появился на свет человек, который изменил ход истории своего времени и народов от Азии до Европы, оставил яркий след в истории мировой цивилизации», — писал французский ученый-темуровед Люсьен Керен. Эта величайшая личность, занимающая самое высокое место в летописи нашей Родины, сияющая подобно солнцу среди звезд, как говорил Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов, — великий предок узбекского народа Сахибкиран Амир Темур, 681-ю годовщину со дня рождения которого мировая общественность отметит 9 апреля.

О роли наследия личности, после обретения независимости ставшей символом нашей Родины и нации в формировании узбекской государственности, ценностных ориентиров в обществе, наша беседа с председателем Союза писателей Узбекистана, народным писателем, автором романа-эпопеи «Амир Темур Великий» Мухаммадом АЛИ.

Создавая эпиче­ское полотно, художественно отражающее роль этой великой исторической личности в построении могущественного государства с момента его становления до послед­них дней, вы тем самым отк­рыли новый этап в развитии современной узбекской литературы. Как в вашей жизни возникла эта тема?

— Всегда любил историю. Еще в начале своей творческой деятельности, будучи студентом Литературного института, в 1966 году написал поэму «Машраб», затем цикл стихов «Старинные песни», поэму «Блики на куполе» (1967) о мастерах, воздвигнувших гробницу Амира Темура, ставшую священным местом для нашего народа. Тогда и соприкоснулся впервые с историей, образом великого предка. Потом были стихи о встрече Сахибкирана и персидского поэта Хафиза. В общем, тема захватила, впоследствии став главной в моей жизни. А в 1990-м вышел мой первый роман в прозе «Сарбадары». Его герои были современниками молодого Амира Темура. Общественность, в частности, писатели, литераторы, историки, встретили его с большим интересом. Было много предложений и советов продолжать начатое. В 1991 году стал собирать и изучать материал, а в 1996-м приступил к созданию романа-эпопеи «Амир Темур Великий».

Надо сказать, что до независимости тема была запретной, и мало кто осмеливался использовать имя Сахибкирана в своем произведении. В последние же годы создано много романов, пьес, публицистических произведений о нем, эпохе Темуридов. Работа в этом направлении продолжается, многие наши авторы, ученые стараются писать об этом. К сожалению, на этой волне появились и те, кто, желая сказать по данному поводу свое слово, глубоко не вникает в тему. Но, думаю, время все расставит на свои места. В напутствие молодым литераторам хочу сказать, что писать об истории — большая ответственность. Вначале нужно изучить ее, и лишь затем браться за создание художественного произведения.

Приходилось много работать с источниками, но мне это доставляло огромную радость. Опирался на те, которые считаю самыми верными, постоянно сопоставлял события, факты. В том числе книги «Рузномаи газавати Хиндустон» («Дневник похода в Индию») Гиясиддина Али, «Зафарнаме» («Книга побед») Низамуддина Шами, Шарафуддина Али Язди. Многие авторы придерживались пожеланий Сахибкирана писать просто и доступным языком, чтобы книгу могли прочесть и понять многие люди. Также использовал сочинение испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1406)» и переведенный на узбекский труд Ибн Арабшаха «История Амира Темура».

— Кроме Сахибкирана и его сыновей — Джахангира, Умаршейха, Мираншаха, Шахруха, в романе огромное количество действующих лиц, событий. Выразительное эпическое повествование перемежается с лирическими зарисовками и душевными переживаниями героев. Когда вы его создавали, какую ставили цель, кого в вас было больше — художника или историка?

— В процессе работы над романом довелось трудиться во многих зарубежных библиотеках, и практически везде, где приводятся сведения об Амире Темуре, употребляется слово «conqueror» — завоеватель. На самом же деле он был совершенно другим человеком. Это подт­верждают простая логика и факты. Один из них — то, что, следуя призыву пророка, он прощает своих врагов — Баязида, Тохтамыша и тем самым, по его словам, обретает нечто большее. Также в романе с исторической достоверностью показано, что Амир Темур до последней минуты стремится предотвратить, избежать всякой войны. Старается даже пленного обратить в друга. Так, в своем труде «Уложения Темура» пишет: «В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением. Был одинаково благосклонен как к врагам, так и к друзьям». В одном из эпизодов романа на наполненные ненавистью угрозы Баязида Темур отвечает: «Зачем мне убивать? Не я давал жизнь, не мне ее забирать!», чувствуя ответственность не только перед своим временем, но и перед будущими поколениями.

Стараясь погрузиться в ту эпоху, жить жизнью своих героев, я подумал: каким может быть такой всепрощающий человек? Именно это стремление способствовало появлению лирических вставок и философских отступлений в романе, являющихся своего рода ключом к тем или иным событиям, раскрывающих духовный мир героев. Одна из них — притча о чинарах — «отце и сыне».

Углубляясь в историю, пытался представить, как выглядели бы, действовали, что чувствовали и о чем думали мои герои. Взять, к примеру, первый поход, который проходил через Шаш — современный Ташкент в Моголистан. Сахибкиран возвращается с победой в Самарканд, впереди войска направляется гонец. Весть доходит до Сараймулькханум. Она готовится, волнуется: как встретить, в чем выйти? Ведь сколько прошло дней, месяцев с их последней встречи. Как и всякая женщина, старается хорошо выглядеть. Вспоминает, что когда одевала синее платье, Сахибкиран заметил, что оно ей очень идет, а вот о другом сказал, что оно не годится. В то же самое время старался понять: о чем думает Амир Темур? Ставил перед собой задачу — показать его не только как величайшего полководца и государственного деятеля, а прежде всего как человека. Человечность, любовь к этому миру, своему народу, стремление сделать его жизнь лучше — именно таким он предстает в романе.

Отрадно, что в годы независимости в мировом сообществе поменялось мнение о нашем великом предке. В прошлом году в «Аргументах и фактах» (N№ 18) вышла статья, в которой говорится, что Амир Темур вошел в историю не как один из средневековых покорителей Азии, грозный, жестокий и пугающий, а как созидатель, чья многогранная деятельность заложила основы Восточного ренессанса. Эпохи, когда огромный прогресс наблюдался в сфере науки и искусства, процветали литература, медицина, каллиграфия и библиотеки. Получила новое развитие древняя трансконтинентальная магистраль — Великий шелковый путь, сблизившая в прямом и переносном смысле народы Европы и Азии. Приводятся слова французского академика — востоковеда, лингвиста и переводчика Луи-Матьё Лангле о том, что многие авторы ложно описали Сахибкирана в своих хрониках. «Два препятствия, почти неодолимые, — наши предрассудки и неверность истории, мешали нам узнать и оценить Темура…»

Жизнь и деятельность «Спасителя Европы», как называют его в ряде европейских летописей, привлекают все больше исследователей, деятелей искусства и культуры и за пределами Узбекистана. За последние 600 лет о нем издано более 900 книг на европейских языках и более тысячи — на восточных, проводятся научные конференции, посвященные его юбилеям, в пятидесяти с лишним странах сегодня ведут исследования ученые-темуроведы.

— Первый том романа заканчивается тем, что Амир Темур теряет старшего сына — своего наследника, но обретает внука как символ продолжения рода, преемственности поколений. Для нас, читателей, этот художественный прием говорит о продолжении его великих деяний уже в контексте сегодняшнего времени. Какое наследие оставил он нам, своим потомкам?

— Много веков назад он заложил национальную идею, которая получила свое воплощение в годы независимости. В одной из статей я написал, что два ее крыла — Сахибкиран и Алишер Навои. Один в политическом, другой — в гуманитарном смысле. Сегодня как никогда актуально его духовное наследие, ставшее источником единения нации, путеводной звездой в осуществлении реформ, воспитании у подрастающего поколения патриотизма, формировании национального самосознания и мировоззрения, толерантности.

Духовно-нравственные принципы, которыми он руководствовался в жизни и которые завещал своим потомкам, отражены в уникальном труде — «Уложениях Темура». Многие его моменты легли в основу нашей Конституции. «Всегда держу их на своем столе. И когда читаю, непременно что-то черпаю для себя!» — говорил наш Первый Президент Ислам Каримов. Мне кажется, таким бесценным наследием своего великого предка, актуальность которого не пропадает и в наши дни, может гордиться далеко не каждый народ мира.

В 1409 году Шахрух Мирза, правитель Хорасана, вместе со своим сыном Улугбеком приехал в Самарканд уже после смерти Амира Темура. Когда они вошли в казну, оказалось, что она совершенно пуста. Вдруг заметили блеск — то была монетка в один динар. «А где же богатства?» — спросил юный бек?

Так где же наследие величайшей империи? Порой я задаю себе вопрос: а что было бы в нашей истории без Амира Темура? Не было бы Мирзо Улугбека, Бабура, Хусейна Байкары, а значит, и Алишера Навои… На протяжении всего повествования Сахибкиран вспоминает о загадочном сундуке из легенды о саде богатств («Гулшани хазойин»), рассказанной ему учителем. По преданию в нем находятся бесценные реликвии человечества, которые искали все цари мира начиная с Александра Македонского. В конце романа он, говоря с Сараймулькханум о том, что так и не нашел сундук, вдруг понимает, что этот сад богатств и есть весь мир, в котором он находится. Который искал всю жизнь! Сараймулькханум утешает его словами: «Вы превращаете в цветущий сад мир, который мог бы превратиться в увядший край». На что Темур отвечает: «Я сделаю его еще более процветающим. Ибо человек не приходит в этот мир просто так. Раз ни один человек не вечен в этом мире, пусть в память о нем останутся хорошие, благие дела». А еще он говорил воинам: «Делать добро для меня большая радость, чем самому наслаждаться!» Можно сказать, что в этих словах основной смысл и цель всей жизни Амира Темура.

Человек счастлив только тогда, когда осознает, для чего он рожден. И направляет на эту цель все свои силы, чтобы осуществить ее. Считаю Амира Темура именно таким — счастливым человеком. Он сумел объединить страну в мощнейшее государство, обеспечил ее процветание. С ним считались все мировые державы. И сегодня, когда мы гуляем по Самарканду, Шахрисабзу и другим городам нашей страны, видим плоды его трудов, не перестаем удивляться: как можно было воздвигнуть столько веков назад эти величественные здания? Имя Амира Темура, его образ придают нашему народу силу и энергию, способствуют сплочению и единству, построению светлого будущего. Как сказал Первый Президент Ислам Каримов: «…если кто-то хочет постичь, что такое узбек, в чем сила и мощь узбекской нации, в чем ее справедливость и безграничные возможности, каков вклад, внесенный в мировое развитие, и через все это постичь ее веру в будущее, должен вспоминать личность Амира Темура».

Беседовала Ирина Рибар.