Блог 2013
Автор: admin

Эней Давшан. Листая московские газеты «Среднеазиатский Третьяков» в столице Российской Федерации

07.04.2017 | Рубрика:

Кажется, все без исключения газеты пестрят сейчас сообщениями, раскрывая все новые и новые подробности, о том, что в Москве открылась выставка экспонатов каракалпакского музея имени И.В.Савицкого «Сокровища Нукуса».

Средства массовой информации, уделяя больше внимание итогам успешно завершившегося первого государственного визита главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в столицу Российской Федерации, особо подчеркивает тот факт, что после переговоров в Кремле президент России Владимир Путин и его высокий гость отправились в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, чтобы ознакомиться с доставленными из Узбекистана картинами и археологические артефакты из собраний узбекских музеев, «в том числе коллекциями прославленного советского художника, этнографа, много сделавшего для популяризации русской культуры на востоке Игоря Витальевича Савицкого», подчеркнул Владимир Путин. Игорь Савицкий. Человек, которого часто называют «среднеазиатским Третьяковым» собрал огромную и уникальную коллекцию современного искусства — и все это в условиях суровых сталинских и «бульдозерных» хрущевских времен, времен диктата соцреализма. Коллекция советского — русского и узбекского — авангарда сделала Нукус одним из центров притяжения ведущих специалистов мира.

Таким образом, безотлагательно начала осуществляться одна из многочисленных программ сотрудничества в разных сферах жизнедеятельности стран, о которых была достигнута договоренность во время первого после избрания президентом Узбекистана государственного визита в Москву Шавката Мирзиёева, который он сам назвал историческим.

Открытие экспозиции музея из Нукуса в ГМИИ им. А.С.Пушкина – не просто важное культурное событие, но и политический жест, свидетельствующий о новой странице в межгосударственных связях России и Узбекистана.

На выставке показаны центральные полотна собрания, представлены картины, ритуальные и бытовые предметы – зороастрийские погребальные оссуарии, хумы, другие гончарные изделия, в том числе и миниатюрные сосуды, полихромная керамика ХIII-XIV веков, глиняная скульптура, традиционные народные каракалпакские декоративные предметы, элементы убранства юрты – пережившего время дома любого кочевого народа.

Собравшихся на открытие выставки любителей изобразительного и прикладного искусства ждал приятный сюрприз: возможность побеседовать с сыном Александра Николаевича Волкова, знаменитого на весь мир мастера «Гранатовой чайханы», хранящейся в Третьяковской галерее, живописцем, графиком, скульптором Александром Александровичем, работы которого, как и живопись отца, представлены на настоящей выставке. Он родился в Узбекистане, а ныне проживает в Москве. Художник, приложивший немало сил к тому, чтобы выставка нукусских сокровищ состоялась и стала широко известной, охотно делился своими впечатлениями, сообщив, что всего здесь представлено около 250 произведений мастеров узбекских и российских мастеров изоискусства, а уровень подбора работ потрясает. В отличие от многих коллекций других музеев и выставочных залов, здесь не встретишь официозных картин «творцов» полотен социалистического реализма, напротив, представлен в основном пласт художников неофициальных, при жизни гонимых и зачастую безвестных. Тем величественнее представляется заслуга  Игоря Витальевича Савицкого, сумевшего спасти этот пласт русской культуры. Экспозиция наглядно отражает уровень таланта художников и уровень их недостаточно изученных произведений. Для исследователей-искусствоведов тут непочатый край интереснейшей работы.

Понятно, что сейчас демонстрируется лишь небольшая часть уникального собрания Музея им. И.В.Савицкого, насчитывающего почти 100 тысяч разнообразных и непохожих друг на друга экспонатов, половину из которых представляют картины и рисунки. Художники так называемого «Туркестанского авангарда» – это плеяда уникальных, очень индивидуальных мастеров, в числе которых, кроме А.Волкова-старшего, В.Уфимцев, М.Курзин, У.Тансыкбаев, Г.Карахан, А.Николаев (Усто Мумин) и многие другие, творения которых все-таки лучше увидеть, воспользовавшись тем, что представлено на экспонатах, так тщательно и качественно отобранных в свое время самим И.В.Савицким, продемонстрировавшим целым поколениям, как зарождалось и развивалось в Узбекистане в послереволюционный период станковое искусство. Кстати, для москвичей и гостей столицы настоящим открытием станет творчество Рыбникова, Моргунова, Кудряшева, Коровай и ряда других оригинальных мастеров кисти.

А.А.Волков выразил уверенность в том, что у выставки будет большой успех, поскольку, по его мнению, которое разделяет большинство искусствоведов, общий настрой экспозиции, несмотря на трагические судьбы многих авторов, очень и очень жизнеутверждающий.

Остается добавить, что продлится выставка «Сокровища Нукуса», которая, безусловно, свидетельствует о значимости и масштабности культурных связей между Россией и Узбекистаном на современном этапе развития отношений между народами, населяющими эти страны, до 10 мая 2017 года.