loader image
Вернуться ко всем новостям

Акмаль Нур: Думаю, каждый художник должен побывать в Индии

ТАШКЕНТ, 23 ноября. /ИА “Дунё”/. Председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нур (Нуриддинов) в интервью корреспонденту ИА «Дунё» рассказал об индийских мотивах в своем творчестве и поделился своими взглядами на дальнейшее развитие культурных связей с Индией.

— Уважаемый Акмаль Нур, позвольте поздравить вас с успешным проведением выставки картин в Индийском культурном центре имени Лал Бахадура Шастри в Ташкенте. Как шла подготовка к этой выставке и почему она проводилась именно в этом зале?

— Во-первых, хочу сказать, что люблю Индию и индийский народ. Почему? Потому что мы с ранних лет воспитывались в духе индийских фильмов. Благодаря тому, что в этих фильмах уделяется особое внимание человеческим чувствам и всегда добро побеждает над злом, если даже это банально, но в этом есть свои положительные моменты и плюсы, особенно в воспитании подрастающего поколения.

Когда мне руководство Индийского культурного центра имени Лала Бахадура Шастри сделало предложение о проведении выставки, посвященной 25-летию создания данного центра, то я с удовольствием согласился, так как мы с ними и до этого реализовывали совместные проекты. Традиционно с индийским посольством и культурным центром поддерживаются дружественные связи.

Акмаль Нур. “Сад любви”. Ташкент -1993.

Мы начали оформлять картины, особенно подготовили для выставки графические рисунки, которых ранее никто не видел. Это были путевые зарисовки по Индии, которые сделаны, в основном, в 1992 году во время посещения Индии по приглашению председателя галереи Art Heritage Рушана Алкази, которая внесла свою лепту в развитие культурных связей между народами наших стран и знает историю мировых костюмов разных национальностей. По ее просьбе мы сделали тогда богатую выставку, посвященную узбекской культуре.

— Узбекистан и Индию связывают глубокие исторические корни. Наши великие предки Захириддин Мухаммад Бобур и Бобуриды оставили богатое наследие в Индии. В наши дни у узбекистанцев сохраняются теплые и дружественные чувства к индийскому народу, индийской культуре. И в вашем творчестве можно увидеть индийские мотивы. С чем это связано и что вы ощущаете, когда создаете свои работы?

— Прежде всего хотел бы сделать маленький исторический экскурс. В 1992 году одну из моих персональных выставок, проходившую в галерее «Art Heritage» в городе Дели, посетил известный арт-критик. Впечатленный моими картинами он решил познакомиться со мной лично. Он спросил меня, почему у меня фамилия Нуриддинов. По-восточному моя фамилия должна звучать как Акмаль Нуриддин или Акмаль Нур. Арт-критик отметил, что в моих работах есть и религия, и свет, поэтому я должен быть Акмалем Нуром. Так из Индии я приехал как Акмаль Нур.

Думаю, каждый художник непременно должен побывать в Индии. Она раскроет ему глубины философии и грани восточной культуры. И человек вернётся духовно и творчески преображённым. Эта страна стала этапной вехой в моём творчестве. Я открыл для себя новые темы, новые грани в живописи. Сделал много рисунков и эскизов. Часть работ ныне хранится в галерее Лалит Кала Академии в Дели и других коллекциях. Некоторые рисунки, которые остались у меня, представлены на пленэрной экспозиции во дворе центра.

Акмаль Нур. “Мольба у храма”. Ташкент -1993.

Естественно, мы ездили по стопам таких великих предков, как бобуриды, в частности посетили знаменитый Тадж Махал, мавзолей Хумаюна, Кутб Минар, Красный Форт и другие исторические и культурные достопримечательности Индии.

В ходе моих поездок по Индии много изучал их культуру, музейные экспонаты. Поэтому на выставке по случаю празднования 25-летия создания Индийского культурного центра имени Лала Бахадура Шастри в Ташкенте, который отмечался в октябре, были представлены многие мои эскизы.

В рамках организации выставки познакомился с новым послом Индии в Узбекистане Манишем Прабхатом. Хотелось бы при его поддержке внести свою лепту в развитие наших культурных связей, в частности пригласить в нашу страну индийских художников, так как в Индии много интересных и талантливых людей творчества. В частности, всегда восхищался и восхищаюсь работами Хусейна, Рабиндраната Тагора, Амриты Шергиля, которые являются шедеврами мирового уровня.

Всегда вспоминаю яркие строки из стихов Рабиндраната Тагора, который стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе:

 В этом солнечном мире я не хочу умирать,

Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,

Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,

Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.

Эти строки можно спроецировать и на мою страну, которая, как и Индия, очень цветущая и уникальная по своей сути, истории и культуре, и было бы хорошо познакомить с ней и индийских художников.

— Как вы считаете, каковы перспективы культурно-гуманитарного сотрудничества между Узбекистаном и Индией? Какие мероприятия могли бы способствовать их дальнейшему укреплению, еще большему культурному и духовному сближению наших народов?

— Когда-то у нас проходили кинофестивали стран Азии и Африки. Думаю, что такие большие фестивали необходимо восстановить, и особенно с Индией. Как мы знаем, в Болливуде снимаются интересные фильмы.

Акмаль Нур. “У храма”. Ташкент -1993.

Хочется, чтобы в Узбекистан приезжали деятели искусства Индии, проводились конференции, совместные встречи. С исторической точки зрения есть много моментов касательно периода бобуридов, их жизни и творчества, которые еще не до конца изучены. В этом плане еще многое предстоит нам вместе сделать.

Следует отметить, что между нашими странами укрепляются отношения на всех направлениях. Мы со своей стороны готовы приложить все усилия, чтобы вывести культурные связи между Узбекистаном и Индией на новый уровень.  

Если говорить о будущих планах, то можно сказать, что у нас будут проводиться большие выставки. В свою очередь, индийцам будут интересны работы молодых художников нашей страны.

Акмаль Нур. “Священная  Индия”. Ташкент -1993.

Думаю, что после пандемии мы возродим непосредственное творческое общение и будем развивать наши культурные обмены.

— Спасибо вам за интересную и содержательную беседу.

 

Записал Музаффар Камилов,

ИА «Дунё»

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.