loader image
Вернуться ко всем новостям

Выставки в рамках биеннале

В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставок “Современный ганч: творчество ташкентских мастеров” и “Этюды современного декоративно-прикладного искусства Японии”.

На выставке “Современный ганч: творчество ташкентских мастеров”, расположенной в большом выставочном зале МКСК представлены работы 9 мастеров по ганчу, в том числе лауреата Золотой медали Академии Художеств РУз А. Мухтарова, руководителя секции “Народно-прикладного искусства” Х. Иногамова, Ф. Хамзаева, А. Маликова, О. Жабборова, У. Тохирова, Б. Султанова, Н. Мансурова, Г. Иброхимовой, а так же работы мастера орнаментальной живописи “кундаль” из Таджикистана Махмадкарима Ракибова.

В экспозиции данной выставки представлены в том числе фотографии, отражающие рабочий процесс создания изделий из ганча.
Резьба по ганчу является одним из древнейших видов архитектурно-декоративного искусства Узбекистана.
Наиболее яркие образцы доисламского резного ганча представляют настенные панно дворцов Топрак кала в Хорезме (4-5 вв.) и Варахши под Бухарой (7-8 вв.). Раннеисламское искусство в развитии резного ганча на территории Узбекистана связано с великолепными резными панно Афрасаиба 9-11вв, а также дворца Термезшахов 11-12 вв.
В начале ХХ века основными центрами резьбы по ганчу являлись Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд.

1946 году в центре Ташкенте группа выдающихся ганчкоров Узбекистана, представляющих различные школы , приняли участие в создании шедевров искусства резьбы по ганчу в интерьере Театра оперы и балет А. Навои в Ташкенте (1946 г). Средин них наряду с бухарским мастеров Усто Ширин Мурадовым были известные ганчкоры Ташпулат Арсланкулов и Усман Махмудов из Ташкента, Абдулла Болтаев их Хивы, Кули Джалилов из Самарканда, мастер из Ферганской долины Махмуд Наркузиев.
К 1970-м годам в Узбекистане наблюдается активное использование резного ганча в оформлении административных зданиях, в сооружениях культурного назначения, магазинах, кафе Ташкента и других городов Узбекистана.

К 1990-м годам в Ташкенте сформировалась сильная школа ганчкоров, которыми были оформлены интерьеры различных зданиях столицы. Среди них следует упомянуть великолепные резные ганчевые панно во дворце «Туркистон», Дворец бракосочетания «Навруз», здания Олий Мажлиса, Биржевого центра, театрах столицы, станциях ташкентского метрополитена и других постройках независимого Узбекистана
В настоящее время резьба по ганчу остаётся одним из ведущих видов народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана и её роль в оформлении архитектурных сооружений возрастает. Более того, современные мастерами резьбы по ганчу Узбекистана работают над украшением интерьеров в зарубежных странах — Казахстане, Таджикистане, России, Украине, а также Германия, Франции, Малайзия и других странах мира.

В рамках выставки “Современный ганч: творчество ташкентских мастеров” представила 8 своих работ мастер-зардуз (золотое шитье) Гульнора Азимова.

На выставке “Этюды современного декоративно-прикладного искусства Японии”, расположенной в малом зале МКСК представлены работы японских мастеров декоративно-прикладного искусства, таких как: Ёщико Сайто, Ниияма Рейко (художественное эмалирование), Масаёщи Ито (художественная аппликация), Такако Ищикава (керамика), Нанко Ямагищи и Юрико Араи (батик). Нобуюки Танака. (куклы фигурки животных Восточного гороскопа), Ясунори Мацущима (традиционные японские куклы).

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.