loader image
Вернуться ко всем новостям

Глава узбекистанских колористов

25 мая — день рождения Народного художника, академика Академии художеств Урала Тансыкбаева. 

Родился в Ташкенте. После окончания семилетней школы пошел работать на завод. В двадцать лет Урал начинает рисовать.

Первые картины Урала Тансыкбаева были показаны в клубе завода, в котором он работал. В 1924 году в газете «Туркестанская правда» появилась заметка «о художнике-рабочем Урале Тансыкбаеве». Его первым учителем в студии при Ташкентском музее искусств (1923-1927 годы) был Н. В. Розанов. Живописное мастерство, освоение импрессионистического видения молодым Тансыкбаевым отразились в его работе «Портрет узбека» (1927, Музей Востока, Москва). В 1928-1929 годах Урал Тансыкбаев учится в Пензенском художественном училище у И. С. Горюшкина-Сорокопудова.

Посетив в 1929 году Москву, художник познакомился с музеями, увидел современную западноевропейскую живопись, которая произвела на него сильнейшее впечатление. С этого времени начинаются интенсивные поиски, выбор самостоятельного пути. Тансыкбаев — первый художник коренной национальности, активно приобщавшийся к европейской культуре, освоивший манеру европейского авангарда, сформировавшийся в яркую личность с особым мироощущением. Феномен мастерства Урала Тансыкбаева понимается в художественном контексте эпохи, когда он жил и творил. В те годы современное узбекское искусство живописи находилось в стадии формирования, и он стал его первой ласточкой. Особую роль в этих процессах играли известные художники П. Беньков, A. Волков, М. Курзин, Н. Кашина, А. Николаев, B. Уфимцев, определившие своим творчеством высокий уровень развития национальной школы.

В 1934 году после выставок произведений искусства Узбекистана в Москве и Филадельфии его стали называть «главой узбекистанских колористов». Со временем в его творчестве сильнее проявляется призвание пейзажиста реалистического направления, воплощавшего в своих произведениях идею гармонии человека и природы. Искусствоведы отмечают, что Урал Тансыкбаев, благодаря своим творческим поискам, кардинально обновил узбекскую пейзажную живопись, выйдя за пределы пленэрного этюда, он создал пейзаж — картину.

В течение ХХ века он определял развитие национального пейзажа, а в новом веке его юбилейная ретроспектива — одно из важнейших событий, связывающих современность с истоками узбекского изобразительного искусства, восстанавливающих преемственность. С годами историческое значение мастера дополняется новым смыслом, определяясь не только огромным эстетическим воздействием его полотен на зрителей, но и той ролью, которую ему пришлось сыграть в искусстве своего времени.

Уже в раннем творчестве можно заметить постоянный живой интерес У. Тансыкбаева ко всему окружающему, при этом — никакого упоения экзотикой прошлого, никакой стилизации.

Урал Тансыкбаев, как и другие основоположники искусства Узбекистана, жил в непростые, трудные годы, когда мир переживал войны и иные драматические события. Художник не игнорировал их, но он противопоставлял им веру и утверждение в искусстве прекрасного. На многие вопросы своего сложного времени он ответил достойно, а лучшие произведения художника — свидетельство выдающейся роли мастера в истории национальной культуры.

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.