loader image
Вернуться ко всем новостям

Жизнь, посвящённая искусству

В большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки мастера-“наккоша” Хикматуллы Файзуллаева и его учеников под названием “Жизнь, посвященная искусству”.

В экспозиции выставки представлены работы Хикматуллы Файзуллаева и его учеников: Ходжиакбара Иногамходжаева, Аъзама Мансурова, Бурхонходжи Мансурходжаева, Иззата Абдурахмонова, Джахонгира Турсунбоева, Гульрух Нормахматовой, Нилюфар Муродовой, Ироды Саидкаримовой, Юсуфа Шокирова, Хумоюна Абдулазизова, Хаётбека Мелибоева, Кахрамона Тургунова.

Художественная роспись «наккошлик» является одной из распространенных областей народного орнаментального искусства Узбекистана. Применение росписи очень многообразно.
Большой любовью узбекского народа пользуется монументальная настенная роспись, роспись деревянных архитектурных деталей, мебели, разнообразных мелких деревянных изделий (игрушек, отдельных музыкальных инструментов) и различной хозяйственной утвари.

Одной из ценных традиций узбекской орнаментальной росписи является требование органического сочетания орнаментального убранства с формой и назначением декорируемого предмета. Мастера-“наккоши” (орнаменталисты) очень вдумчиво относятся к подбору узора для оформления того или иного предмета. При выборе орнамента ими учитывается прежде всего материал и форма орнаментируемой поверхности.

Круглые и многоугольные поверхности расписываются различными медальонами и розетками, заполненными цветочно-растительным орнаментом, легко сочетающимся с основной формой расписываемых предметов. Фризы, бордюры и потолочные балки оформляются орнаментами полосами из линейных узоров, разнообразными медальонами или свободно расположенными ветками.

Отдельные панно вытянуты по вертикали или горизонтали, расписываются изображая вазы, букеты, кусты.

Количество элементов, составляющих узбекский традиционный орнамент, довольно ограничены. В их число входят мотивы растительного характера (орнамент ислими) или же комбинации из простейших геометрических фигур (гирих).

Хикматулла Файзуллаев родился в 1957 году в Ташкенте.
Отец Хикматуллы Файзуллаева, увидев в своем сыне, начавшем рисовать элементы узоров, подражая известному мастеру-“наккошу” Тойиру Тохтаходжаеву. страсть и талант к живописи, отдал его на обучение к Джалилу Хакимову — мастеру-“наккошу”, Народному художнику Узбекистана.
В 1967 году, в возрасте 10 лет, Хикматулла Файзуллаев перевелся из обычной общеобразовательной школы во Дворец пионеров и школьников, где продолжил образование, постигая секреты мастерства.
В 1972 году поступил в Республиканское художественное училище им. П. Бенькова (ныне Республиканская специализированная художественная школа им. П. Бенькова).
В 1976 году, после окончания училища, поступил в Ташкентский государственный театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана).

После окончания института Хикматулла Файзуллаев стал получать заказы государственного и общественного значения:

В 1978 году, совместно с художниками Хасаном и Бахтиёром Исакжановыми и 10 учениками, принимал участие в росписи Дворца культуры в Зангиатинском районе;
В 2016 году полностью занимался росписью мечети в г. Грозном (Чеченская Республика, Россия);
В 2017 г. в соавторстве с Народным мастером, академиком М. Муродовым и художником Х. Исакжановым, а также своими учениками занимался росписью мавзолея Первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в г. Самарканде, внутренней отделкой (росписью) Резиденции Президента в г. Джизаке, большого зала Джизакского музыкально-драматического театра и др.
С 1988 года Х. Файзуллаев начал преподавать на художественном отделении Республиканской специализированной
школы-интерната искусств.
В 2017 году Х. Файзуллаев вступил в Творческий Союз художников Узбекистана.
В 2019 году он был награжден орденом “Мехнат шухрати”.
В настоящее время Хикматулла Файзуллаев, уже будучи на пенсии, продолжает обучать  своих учеников искусству художественной росписи.

Выставка продлится до 6 июня 2023 года.

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.