loader image
Вернуться ко всем новостям

Поиски экспрессивной образности в портретах Рузы Чарыева

Посвящается к 90-летию художника

Рузы Чарыев родился в 1931 году в Пашхурте Сурхандарьинской области. Он рано остался сиротой, еще мальчиком он по-своему открыл для себя красоту родного края — его прекрасную природу и замечательных людей. В 1959 году Р.Чарыев окончил РХУ им. П.Бенькова, затем в 1964 году Санкт-Петербургский (Ленинград­ский) государственный академический институт живописи, ску­льптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерская Юрия Неприннева. После окончания института Рузы Чарыев вернулся в Ташкенте, много лет проработал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами, где он поддерживал талантливую молодежь, даже некоторые его ученики жили у него дома.

Процесс формирования почерка художника начался в годы учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры имени И. Репина. Он собирал материал для дипломной работы “Крушение Бухарского эмирата”. До этой картины проявления традиционного реализма видны в его предыдущей выпускной работе 1959 г. — “Базар Бухары”. В Москве картина выставлялась в Дни декады узбекской литературы и искусства. “Крушение Бухарского эмирата” — фундаментальная, эпическая картина, показавшая, что почерк Рузы Чарыева как зрелого художника уже сформирован.

Заслуживает внимания и небольшой период до появления картин “Мой друг”, “Мой современник” — период поиска, накопления опыта. Произведения создавались в стиле европейского и русского традици­онного направления, но насыщенные солнцем радужные тона показывали истинный духовный мир и стиль автора. На первый план выдвигались самобытность, неординарность

пласта и цвета, высокий уровень культуры изображения — свидетельство постоянного поиска, профессионализма художника, особое внимание уделяющего компо­зиционному построению, колориту цвета, фигурному построению, пропорциям, грации, академическому подкреплению каждой детали, твердости графической работы или эстетически обворожительному  изображению взятого объекта.

Конец 1960-х гг. — период расцвета творчества Р. Чарыева. Этот бушующий, экспрессивный метод в его творчестве продолжался до 1980-1985 гг. Именно с 1965 г. он начал подписывать свои работы. Он нашел свой стиль. Также его становлению как профессионального художника послужила поездка с Абдулхаком Абдуллаевым в страны Африки и Средиземноморья. Для творчества Р. Чарыева характерны разнообразные в эпическом плане образы. Особое значение в твор­честве Рузы Чарыева имеет жанр портрета. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры. Удивительное качество присуще этому художнику — умение сохранить во всех работах, особую легкость и свежесть восприятия, энергию линий, контура, мазка. Кого бы ни писал художник — студентов или колхоз­ников, рабочих или коллег, детей или женщин, словом, людей самых разных возрастов, интересов, профессий, — художник стремится выявить глубоко индивидуальное во всем: в позе, жестах, окружении, используя декоративность цвета и экспрессию линий. Рузы Чарыев был одним из немногих узбекских художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом.

Большое место в творчестве Чарыева занимает также автопор­трет —как авторское самораскрытие, живописная исповедь, запечатлевшая этапы миросозер­цания и самопознания, эволюцию характера художника. Художник каждый год писал авто­портрет.

Р. Чарыева всегда привлекали необычная поза людей, внешний облик, мимика, передаю­щие острое психологичес­кое состояние. Творчес­кий поиск художником деталей, цвета был полон неожиданных решений, а найдя что-то оригиналь­ное, он использовал их мастерски. Интересен процесс работы: живопи­сец непрерывно наблюдал за человеком, его образом жизни, приро­дой, не забывая отметить цвет лица, фасон и цвет одежды, обращая внимание, ловко ли она на нем сидит, соответствует ли его фигуре. Интуитивно чувствовал, какой образ при работе над картиной может пригодиться, моментально улавливал исключительность находки или решения, а когда это знал наверняка, то вел наблюдение до конца. Изображенные мастером на картине, они завораживают своей естественностью и неповторимостью. 

Картины “Рождение девушки”, “Кумкурганские яблоки”, “Вечер в Сурхандарье”, “Свадьба в Сайробе”, “Джизакское восстание” — результат неустанных поисков, наблюдений. В разряд крупных можно отнести портреты, в частности, представителей интеллиген­ции: “Олим Ходжаев”, “Икрам Акбаров”, “Актер и кинохудожник Шавкат Абдусалямов”, “Г. Пугаченкова”, “Рафаил Такташ”, “Барно”, “Доярка”, “Семья Тошевых” и др. Картины Р. Чарыева “Сюзане”, “Невеста” выставлялись на многих международных выставках, получили высокое признание и не раз были отмечены на страницах центральной печати. Большинство из них выполнено с натуры, взято из жизни, эскизов, некоторые же — плод воображения художника.

Картина “Семья Тошевых” — результат долгого поиска.

Р. Чарыев — один из первых художников, кто в 1990-е гг. взялся написать крупным планом на полотне образ Амира Темура.

Картина-плакат была издана большим тиражом. Коллегами по кисти цветовое решение было встречено с одобрением. Некоторые отметили, что глаза у полководца сверх меры суженные. Все проясня­ется, если учитывать, что Амир Темур сидит на троне, в боевом положении и доспехах, сузив глаза, пристально вглядывается во что-то. Надо учитывать, что это была первая проба, и Рузы Чарыев написал его портрет, черпая информацию с миниатюр древних рукописей.

В последующие годы в творчестве Рузы Чарыева не ощущалось той широты в использовании густых пластов краски и ярких тонов, как раньше. Как будто оборвалась традиция — ушли теплые тона, густота красок. Переход на холодные тона, свойственные Санкт- Петербургскому пейзажу, возможно, произошел потому, что в самом характере живописца что-то кардинально изменилось — внутренний бунт, боль, возможно, болезнь — тому причина. Был в этот период и светлый луч — после поездки в Турцию в его картинах вновь появи­лись радужные тона.

Сухроб Курбанов,

Начальник отдела совместных образовательных программ  Национальный институт художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзода

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.