Посвящается к 90-летию художника
Рузы Чарыев родился в 1931 году в Пашхурте Сурхандарьинской области. Он рано остался сиротой, еще мальчиком он по-своему открыл для себя красоту родного края — его прекрасную природу и замечательных людей. В 1959 году Р.Чарыев окончил РХУ им. П.Бенькова, затем в 1964 году Санкт-Петербургский (Ленинградский) государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерская Юрия Неприннева. После окончания института Рузы Чарыев вернулся в Ташкенте, много лет проработал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами, где он поддерживал талантливую молодежь, даже некоторые его ученики жили у него дома.
Процесс формирования почерка художника начался в годы учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры имени И. Репина. Он собирал материал для дипломной работы “Крушение Бухарского эмирата”. До этой картины проявления традиционного реализма видны в его предыдущей выпускной работе 1959 г. — “Базар Бухары”. В Москве картина выставлялась в Дни декады узбекской литературы и искусства. “Крушение Бухарского эмирата” — фундаментальная, эпическая картина, показавшая, что почерк Рузы Чарыева как зрелого художника уже сформирован.
Заслуживает внимания и небольшой период до появления картин “Мой друг”, “Мой современник” — период поиска, накопления опыта. Произведения создавались в стиле европейского и русского традиционного направления, но насыщенные солнцем радужные тона показывали истинный духовный мир и стиль автора. На первый план выдвигались самобытность, неординарность
пласта и цвета, высокий уровень культуры изображения — свидетельство постоянного поиска, профессионализма художника, особое внимание уделяющего композиционному построению, колориту цвета, фигурному построению, пропорциям, грации, академическому подкреплению каждой детали, твердости графической работы или эстетически обворожительному изображению взятого объекта.
Конец 1960-х гг. — период расцвета творчества Р. Чарыева. Этот бушующий, экспрессивный метод в его творчестве продолжался до 1980-1985 гг. Именно с 1965 г. он начал подписывать свои работы. Он нашел свой стиль. Также его становлению как профессионального художника послужила поездка с Абдулхаком Абдуллаевым в страны Африки и Средиземноморья. Для творчества Р. Чарыева характерны разнообразные в эпическом плане образы. Особое значение в творчестве Рузы Чарыева имеет жанр портрета. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры. Удивительное качество присуще этому художнику — умение сохранить во всех работах, особую легкость и свежесть восприятия, энергию линий, контура, мазка. Кого бы ни писал художник — студентов или колхозников, рабочих или коллег, детей или женщин, словом, людей самых разных возрастов, интересов, профессий, — художник стремится выявить глубоко индивидуальное во всем: в позе, жестах, окружении, используя декоративность цвета и экспрессию линий. Рузы Чарыев был одним из немногих узбекских художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом.
Большое место в творчестве Чарыева занимает также автопортрет —как авторское самораскрытие, живописная исповедь, запечатлевшая этапы миросозерцания и самопознания, эволюцию характера художника. Художник каждый год писал автопортрет.
Р. Чарыева всегда привлекали необычная поза людей, внешний облик, мимика, передающие острое психологическое состояние. Творческий поиск художником деталей, цвета был полон неожиданных решений, а найдя что-то оригинальное, он использовал их мастерски. Интересен процесс работы: живописец непрерывно наблюдал за человеком, его образом жизни, природой, не забывая отметить цвет лица, фасон и цвет одежды, обращая внимание, ловко ли она на нем сидит, соответствует ли его фигуре. Интуитивно чувствовал, какой образ при работе над картиной может пригодиться, моментально улавливал исключительность находки или решения, а когда это знал наверняка, то вел наблюдение до конца. Изображенные мастером на картине, они завораживают своей естественностью и неповторимостью.
Картины “Рождение девушки”, “Кумкурганские яблоки”, “Вечер в Сурхандарье”, “Свадьба в Сайробе”, “Джизакское восстание” — результат неустанных поисков, наблюдений. В разряд крупных можно отнести портреты, в частности, представителей интеллигенции: “Олим Ходжаев”, “Икрам Акбаров”, “Актер и кинохудожник Шавкат Абдусалямов”, “Г. Пугаченкова”, “Рафаил Такташ”, “Барно”, “Доярка”, “Семья Тошевых” и др. Картины Р. Чарыева “Сюзане”, “Невеста” выставлялись на многих международных выставках, получили высокое признание и не раз были отмечены на страницах центральной печати. Большинство из них выполнено с натуры, взято из жизни, эскизов, некоторые же — плод воображения художника.
Картина “Семья Тошевых” — результат долгого поиска.
Р. Чарыев — один из первых художников, кто в 1990-е гг. взялся написать крупным планом на полотне образ Амира Темура.
Картина-плакат была издана большим тиражом. Коллегами по кисти цветовое решение было встречено с одобрением. Некоторые отметили, что глаза у полководца сверх меры суженные. Все проясняется, если учитывать, что Амир Темур сидит на троне, в боевом положении и доспехах, сузив глаза, пристально вглядывается во что-то. Надо учитывать, что это была первая проба, и Рузы Чарыев написал его портрет, черпая информацию с миниатюр древних рукописей.
В последующие годы в творчестве Рузы Чарыева не ощущалось той широты в использовании густых пластов краски и ярких тонов, как раньше. Как будто оборвалась традиция — ушли теплые тона, густота красок. Переход на холодные тона, свойственные Санкт- Петербургскому пейзажу, возможно, произошел потому, что в самом характере живописца что-то кардинально изменилось — внутренний бунт, боль, возможно, болезнь — тому причина. Был в этот период и светлый луч — после поездки в Турцию в его картинах вновь появились радужные тона.
Сухроб Курбанов,
Начальник отдела совместных образовательных программ Национальный институт художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзода