В семье Бобомурадовых из Самарканда секреты ваяния из глины передаются из поколения в поколение. Работы усто Ильхома и его сына Мехрожа известны на весь мир.
В самом сердце древнего города в творческой мастерской рождаются шедевры — позолоченные солнцем блюда, причудливых форм кувшины и чаши, герои сказок и легенд, фигурки животных и другие изделия из глины, созданные руками настоящих волшебников. Каждое творение мастеров неповторимо и уникально. Выполненные в строгих традициях древней школы керамики, работы Бобомурадовых отличаются от изделий других мастеров изысканностью, утонченностью и осмысленностью. Сочетая, казалось бы, невозможное, гончары превращают обычный кувшин или чайник в сказочного дракона или диковинную птицу.
Терракотовые и украшенные глазурью блюда, пиалы, хумы, миниатюрные скульптурки — своеобразный символ Самарканда, их увозят с собой гости прекрасного города, восхищенные самобытной культурой и обычаями жителей.
Ильхом Бобомурадов — продолжатель дела усто Умара Джуракулова, основавшего гончарную школу в стиле древнего Афросиаба. Старейшина гончарного производства оставил после себя достойных учеников, сумевших сохранить и преумножить славу своего учителя. Творческий путь народного художника Узбекистана, члена Союза художников, керамиста усто Умара Джуракулова, которому в этом году исполнилось бы 125 лет, неразрывно связан с многовековыми художественными традициями края, его древней историей, с развитием современной керамической школы Самарканда. Махалля Гур-Эмир, где родился мастер, более пяти веков известна как квартал гончаров. Родословная потомственных мастеров, работавших с глиной, к семье которых принадлежал усто Умар, насчитывает более 300 лет.
Джуракулов был искуснейшим формовщиком, блестящим гончаром -виртуозом. И косагаром (мастером, делающим посуду плоских форм —блюда, чаши), и кузагаром (изготовление вертикальных форм различных кувшинов, сосудов). Усто Умар соединял в себе качества и народного художника, и современного мастера-профессионала, и художника, имеющего самобытный неповторимый стиль.
Всеми этими качествами обладает и его достойный ученик Ильхом Бобомурадов, находящийся в постоянном творческом поиске.
Экспериментирующий с цветом и формами, он не только возрождает древнее ремесло, но и привносит в него свой, особенный, почерк, узнаваемый ценителями керамики по едва уловимому штриху. Усто Ильхом и его сын Мехрож, превращают глину в офтоба, машраф, чойдыш и другие предметы, которые становятся украшением коллекций самых взыскательных собирателей изделий из керамики. Мастерская Бобомурадовых — мир, полный загадок и тайн, где замыслы творцов становятся реальностью.
— Гончарный круг как живое существо и для гармоничного творчества важно слиться с ним в одно целое, услышать его вечную музыку, почувствовать душу, — говорит И. Бобомурадов. — Чтоб научится этому, нужны годы.
Хранители национального достояния, Бобомурадовы делают ставку не на штамповку и массовость продукции, а на индивидуальность, образность, композиционную завершенность, сочетающую в себе современные и древние стили.
Участник более двадцати международных выставок, И. Бобомурадов не только делится секретами мастерства со своими учениками, но и продолжает учиться сам, ведь для того, чтобы постичь все заветы, оставленные усто Умаром, требуется вся жизнь. За сорок лет творчества Ильхом-ака изготовил тысячи изделий, которые разлетелись словно птицы по всему свету. В Японии, США, Китае, России и других странах расписные блюда и пиалы, кувшины и подсвечники, игрушки напоминают тем, кто их приобрел о прекрасном Самарканде, и мастере, чьи руки творят настоящие чудеса.
Двадцать лет дарить людям радость ему помогает сын Мехрож, а два внука Темур и Мухаммаддин уже начали постигать азы гончарного ремесла.
Так школа усто Умара Джуракулова продолжает существовать и развиваться благодаря умельцам, как И. Бобомурадов и его последователи.
Ринат АБДУЛЬМАНОВ,
«Народное слово»