loader image
Вернуться ко всем новостям

Мир образов художника

5 декабря в Ташкентском доме фотографии открылась персональная выставка талантливого графика, стажера-исследователя Художественной мастерской при Академии художеств Узбекистана Дильбека Тухтакулова под названием «Человек».

Куратор выставки, искусствовед Мунис Нур: — «Линии, штрихи, тональные отношения пятен – основные составляющие графического произведения. И только в руках виртуозного мастера белый лист бумаги становится порталом между мирами и реальностями.
 
Графические работы Дильбека Тухтакулова требуют неспешного знакомства и плавно погружают зрителя в мир, созданных ими образов. Уже на первых порах знакомства чувствуется как сильно автор увлечен литературой: как поэзией, так и прозой. Это подтверждает серия работ «7 планет» и «Создание Языка птиц», повещённые одноимённым произведениям из Хамсы Алишера Навои, работы, созданные по мотивам стихотворений турецкого поэта Юнуса Эмрэ, серия работ, вдохновлённых иранскими историями о мудрости, и другие. Для художника литература – это не просто источник вдохновения, ведь он не иллюстрирует дословно прочитанное. Создание подобного рода произведений, в первую очередь, большая духовная работа. Анализируя литературные источники, автор, словно мелодию, пытается сыграть их на струнах своей души. И лишь пройдя душевную призму самого автора, эти образы получают продолжение на бумаге.
 
Особое место в экспозиции выставки занимают портреты. Среди портретов мы видим и исторических личностей: Алишер Навои и Хусайн Байкара, потомок Тамерлана,государственный деятель и поэт Бабур, один из семи факихов Медины и историк Урва ибн аз-Зубайр, джадид Махмудходжа Бехбудий, поэт Айбек, актёр театра и кино, театральный режиссёр Баходыр Юлдашев. В каждом из вышеперечисленных портретов график создаёт характерный реалистический образ, на фоне же изображая исторические события, символические декорации, города, знаки и символы, создающие перспективу как в пространстве, так и во времени. Этот характерный для художника метод построения композиции придаёт его работам сложность, плановость, иллюзорность и метафоричность.

Отдельно в серии портретов нужно выделить автопортреты и портрет с учителем. Несмотря на то, что автопортретов несколько, каждый из них раскрывает лишь определенную грань творческой личности автора, потому что они не похожи между собой. Например, автопортрет, выполненный итальянским карандашом и сангиной более лиричный, здесь автор словно окутан образами из своих мыслей. Другой автопортрет, выполненный только итальянским карандашом, погружает зрителя в богатый духовный мир художника. В данном автопортрете, на мой взгляд, переданы муки творчества, которые всегда отражаются на ментальном здоровье творца.
 
В «Диалоге», где автор изобразил себя в работе рядом с учителем прослеживаются человеческие достоинства автора: терпеливость, скрупулезное отношение к выполняемой работе, внимательность к деталям, старательность, желание угодить учителю.
 
Графические полотна «Сражение вечности» и «Аллегорическая гравитация планет» являются демонстрацией метафорического языка художника. Метафоры и аллегория являются основными составляющими творческого метода автора. Его многочисленные философские размышления о жизни, глубокое знакомство с литературой Востока являются фундаментом для этого метода.
Выставка получила название «Человек». В работах Дильбека Тухтакулова «проблема человека» поднимается с разных горизонтов: это и душа, и разум, и тело. Центральной работой всей выставки является диптих «Дитя человечества». Первая часть диптиха повествует нам об Аральской катастрофе, которую сотворил Человек, пожинающий ее плоды.
 
Вторая часть диптиха посвящена детям Африки, которые в своем столь юном возрасте сталкиваются с глобальными проблемами. Именно вторая часть диптиха знаменует новый этап в творчестве художника, где он совершает переход от мастерски освоенной академической школы в сторону современного искусства.»

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.