loader image
Вернуться ко всем новостям

Творческий путь современного художника

В  российском научно- методическом журнале “Современные проблемы науки и образования”  вышла статья  Хуршида Зияханова, заслуженного работника культуры Узбекистана, старшего преподавателя кафедры книжной графики и миниатюры Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода под  заголовком  «Творческий путь современного художника».

В данной статье рассмотрены творческие искания современного художника и педагога Узбекистана Аслиддина Каланова. Художник, хорошо владеющий навыками акварельной живописи, создал ряд замечательных работ в этой технике. А.Каланов пишет также свои картины маслом и акрилом, неустанно ищет пути грамотного построения композиции. По его творческим работам видно, что к каким бы техникам он ни обращался, ко всему, что он создаёт в сфере изобразительного искусства, он относится с трепетом и большой любовью к творчеству.

«- На современном этапе развития изобразительного искусства Узбекистана, творчество одного из ведущих художников страны Аслиддина Каланова, вызывает особый, неподдельный интерес у любителей и ценителей изобразительного искусства. Его работы всегда интересны, разнообразны и оригинальны.

С 1987 года он активный участник различных выставок в нашей Республике и странах Ближнего зарубежья. В октябре 2015 года в «Доме фотографий» г. Ташкента, с огромным успехом прошла его персональная выставка под названием «Мир чувств». На экспозиции демонстрировалось около 200 работ, выполненных в различных жанрах и техниках. В его творчестве основное место занимают живописные и графические произведения, а также картины, выполненные в технике акварели.

Аслиддин по образованию художник-график, иллюстратор книг. Много лет он работал в различных издательствах художественным редактором. По сей день он сотрудничает с несколькими журналами г. Ташкента, создавая для них различные иллюстрации. На протяжении нескольких лет он является профессором кафедры «Книжной графики и Миниатюры» Национального института художеств и дизайна им.К.Бехзода. Как опытный и талантливый наставник передаёт свои знания молодому поколению по таким дисциплинам как: «Композиция графики», «Рисунок», «Живопись».

В картине «Предчувствие» художник А.Каланов раскрыл свои способности и как мастер, и как философ. Само произведение очень цельное, грамотно и мастерски написанное, художник, используя тёплые и холодные тона, создал колорит точно соответствующий настроению и характеру произведения. Композиция картины, компоновка фигур выстроены по классическим законам. В левой части картины изображено полувысохшее дерево, символизирующее окончание чего-то неминуемого (в данном случае художник намекает на конец социалистической империи). На правой стороне картины мы видим полуоткрытую резную дверь в традиционном узбекском национальном стиле. Художник нарочито изобразил её приоткрытой, давая понять зрителю, что ещё есть какой-то выход. В центре композиции сидит уткнувший голову в колени молодой человек. Он явно чем-то огорчён. Идея картины связана с периодом конца 80-х годов прошлого века. В те трудные годы уровень жизни в стране катастрофически опускался всё ниже и ниже. Но герой картины в глубине души чувствует и надеется, что скоро вернутся и светлые дни. Над горизонтом мы видим расцветающее небо, написанное в тёплых тонах. Этим художник хочет сказать, что независимость Узбекистана не за горами.

Аслиддин написал также и ряд портретов своих близких и наших современников, среди которых портрет известного рефери ФИФА Равшана Ирматова. Полотно вертикального формата, в центре которого, во весь рост изображен наш знаменитый земляк. Он в белом костюме, его спокойный, с лёгкой улыбкой взгляд, неизменно вызывает у зрителя добрые чувства. Портрет написан легко, так сказать одним взмахом. Художник ставил перед собой задачу передать характер и психологию своего героя, не увлекаясь мелкими деталями. Я считаю, это у него очень даже получилось

В акварельной серии пейзажного цикла, Аслиддин придерживается классического стиля. Его акварели будто оживают, показывая связь художника с матушкой природной в разное время года. Зритель словно вдыхает свежий воздух весны на холмах Афрасиаба, или наслаждается золотыми красками осени речных берегов Зарафшана. Акварели «Фозилманская вершина», «Горы Лангара», «Холмы Афрасиаба», «Дорога Нурата-Фариш», «Берег Зарафшана», «Закат на Айдаркуле», «Зеленый Самарканд», «Река Волга», «Варшава – переулки старого города» и множества других акварельных пейзажей созданы кистью этого мастера. Всматриваясь в эти работы, можно с уверенностью сказать, что художник мастерски владеет техникой акварели.

Говоря о графических работах художника, нужно отметить, что они балансируют между чёрным и белым, светом и тенью. В иных работах Каланова мы видим связь между прошлым и будущим, человеком, который ищет свое место в современном мире. Он умело использует свободное пространство белого листа, позволяя зрителю самому проанализировать и домыслить недосказанного идею художника.
Большой творческий опыт Аслиддин Каланов получил в Доме Творчества «Сенеж», где работал с 1988 по 1990 годы. В эти годы им были созданы наиболее интересные произведения, такие как «До колодца 30км», «Защитник» и др. Его работы «Волшебство легенды» и «Посвящение Аралу» были приобретены Государственным музеем искусств Узбекистана и Дирекцией художественных выставок Министерства Культуры Узбекистана.

В конце 90-х годов художник обращается к тематике философского, лирико-романтического характера. Темы произведений тех лет, это размышления о смысле и бренности человеческой жизни, о его жизни и смерти. Это мысли ярко просматриваются в триптихе «Падение», «Воспоминания о Нурате». Трагико-лирическая направленность сюжета сглаживается тонкой акварельностью живописи, изяществом линии.

А.Калонов. Ожидание. Х.акрил. 2018 г.

Аслиддин Каланов очарован природой родного края, этнографией и бытом людей, проживающих на его родине. Все события действительности и природные явления мастер видит сквозь призму жизни, ищет в себе, в своей душе сущность вещей. В его суфических интерпретациях, порой в прорисованных обликах героев, чувствуется экспрессия, волнение, гиперболичность, условность и даже странность места и обстановки. Его картины больше отражают взгляд графика, чем живописца, что даёт возможность А. Каланову в изображениях своих героев, близких ему людей, передать своё отношение к миру красоты иносказательно, с помощью элементов символики.

Художник далёк от создания картин, которые могут поразить нас правдивой реалистичностью, он стремится в мир философских символов, стараясь усилить иносказательное содержание своих полотен.

Аслиддин Каланов сегодня находится в расцвете своих творческих сил и в постоянном поиске новых композиционных и живописных приёмов и решений. Его отличает высокая требовательность к себе и к своему творчеству, стремление к совершенству. Эти качества профессор А. Каланов воспитывает в своих учениках, студентах Национального института художеств и дизайна имени Камолддина Бехзода, где он преподаёт уже на протяжении нескольких лет, и является автором ряда учебных пособий по композиции станковой и книжной графики.

Его многолетние заслуги были отмечены Главой государства, в 2019 году Указом Президента Республики Узбекистана А.Д. Каланов награждён орденом «Мехнат Шухрати». «

Хуршид  ЗИЯХАНОВ,

 Заслуженный работник культуры Узбекистана, старший преподаватель, кафедра книжной графики и миниатюры, Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода

Из журнала “Современные проблемы  науки и образования” от 15 февраля 2021 года

Академия Художеств Узбекистана 
© 2019. Все права защищены.
При использовании материалов веб-сайта, ссылка на источник обязательна.